• 4687
Без госрегулирования казахстанцы могли бы платить за бензин в полтора раза больше — КазМунайГаз

Алина Шалгынбай, Астана, специально для Vласти

Без госрегулирования импорта нефтепродуктов из России казахстанцам пришлось бы платить за бензин в полтора раза больше, чем раньше, уверен заместитель генерального директора по маркетингу АО «КазМунайГаз — переработка и маркетинг» Ерлан Койбагаров. А дефицит нефтепродуктов в стране сохранится до завершения модернизации на всех нефтеперерабатывающих заводах, добавил первый заместитель председателя правления компании Ерболат Кожабаев.


Компания провела в Астане брифинг, в ходе которого было заявлено о возможном уровне повышения цен на регулируемые государством виды топлива, а также подведены итоги исполнения индикативного баланса нефтепродукутов между двумя странами.

Индикативный баланс — это документ, подписываемый правительствами обоих государств ежегодно. Он устанавливает объем топлива, импортируемый Казахстаном из России беспошлинно, пояснил Койбагаров. Все, что будет завезено свыше, облагается экспортной пошлиной в России. И платить по этим счетам предстоит государству: «За объемы топлива, ввезенные казахстанскими операторами, в том числе и частными, в 2012-2013 году, государству предстоит поставить в Россию соответствующие объемы нефти. То есть цена была не те $600, о которых говорят — для государства она составила $940 за тонну», — отметил он.

Между тем баланс текущего года составил 470 тысяч тонн дизельного топлива и 670,8 тысячи тонн АИ-92, Но уже к маю вместо запланированных 263,8 тысяч тонн в Казахстан было ввезено 306,8 тысяч тонн АИ-92. И без контроля государства это привело бы к тому, что уже осенью казахстанцы вынуждены были бы платить за бензин по цене с учетом пошлины ($333,8 за тонну).

Чтобы не допустить этого, государством в июне был определен единый импортер нефтепродуктов, которым стало ТОО «КазМунайГаз Онимдери», напомнил Койбагаров.

Впрочем, снижению темпов импорта способствовала и ситуация в самой России — тогда же, в июне, Федеральная антимонопольная служба рекомендовала ограничить экспорт топлива. К тому же в связи с аварией на Ачинском НПЗ и сезонным повышением спроса значительно — с $575 до $688 за тонну (по данным Аргус Медиа) — увеличилась оптовая цена бензина. Это притом, что на казахстанских заводах бензин отпускался по $573 за тонну в июне и по $591 в августе. По дизельному топливу рост оптовых цен на российский продукт произошел еще раньше — в апреле топливо продавалось по $667 за тонну, а в июне — по $700. В то же время казахстанские цены составляли $590 и $624 за тонну.

В результате — за июнь-июль, то есть те два месяца, что ТОО «КазМунайГаз Онимдери» было единственным импортером, к ним не поступило ни одной заявки на бензин от частных операторов: «Были только заявки на дизельное топливо, и они были исполнены на 100%», — подчеркнул Койбагаров в кулуарах после брифинга.

И тем не менее, в июне-июле «КазМунайГаз Онимдери» были ввезены 27,3 тыс. тонн АИ-92 и 40 тыс. тонн дизельного топлива. До конца августа компания также планирует ввезти 10 тыс.тонн АИ-92 и 19 тыс.тонн дизтоплива, несмотря на невыгодные цены на границе.

Отвечая на вопрос о возможном коридоре роста цен на бензин, Ерлан Койбагаров отметил: «Наше экспертное мнение — сегодня есть два фактора, что цена должна подняться на 10-15 %, это прошедшая девальвация и сезонное повышение стоимости ГСМ. Это будет справедливая цена». При этом установление уровня цены — прерогатива государства, подчеркнул он.

Ситуация же с временными ограничениями на импорт или экспорт нефтепродуктов в нашей стране изменится после 2016 года, когда планируется завершение модернизации всех трех НПЗ, напомнил первый зампред правления «КазМунайГаз — переработка и маркетинг» Ерболат Кожабаев.

Свежее из этой рубрики