Ценовой парадокс: аналитики не исключают роста цен на  нефтепродукты после создания единого оператора

Дмитрий Мазоренко, Vласть

В начале месяца Ерболат Досаев заявил, что на базе АО «НК «КазМунайГаз» будет создан единый оператор по импорту нефтепродуктов. По его словам, это позволит сдерживать цены на нефтепродукты. Аналитики рынка еще в прошлом году прогнозировали создание монополии, во многом из-за возможной потери прибыли КМГ. Впрочем, сегодня эксперты полагают, что цены от этого могут только увеличиться.

Дочерняя компания должна быть названа «КазМунайГаз Онімдері».

По словам Досаева, единый оператор создается в целях регулирования импортных поставок нефтепродуктов и обеспечения стабильности на внутреннем рынке. Кроме того, по словам министра, с этим нововведением будут утверждаться графики поставок нефтепродуктов по областям и городам республики и ежемесячно устанавливаться предельно допустимые цены на топливо.

Стоит отметить, что рыночные аналитики еще в прошлом году ожидали создание такого оператора. Они полагали, что это делается для сокращения убытков от нефтяных своп-операций (преимущественно с Россией) на фоне модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих предприятий. По заявлению премьер-министр Серика Ахметова, модернизация этих НПЗ должна была начаться в 2013 году.

Аналитики полагали, что своп-поставки и модернизация грозят КМГ серьезными потерями, в частности из-за того, что себестоимость их нефтепродуктов может быть выше российских. Эксперты рынка говорили, что именно поэтому правительство будет вынуждено либо запретить импорт любых нефтепродуктов, либо монополизировать эту сферу.

Другое опасение аналитиков заключалось в том, что КМГ в своем развитии скоро почувствует потолок, поскольку новые месторождения в Казахстане не открываются, а на старых добыча становится более затратной. Вхождение на зарубежные рынки тоже затруднено, что было видно при попытке купли доли месторождения в Западной Сибири. Переговоры по этой теме прекратились.

4 марта на брифинге в СЦК председатель правления КМГ Сауат Мынбаев пояснил, что после создания единого оператора импорта нефтепродуктов цены на топливо подниматься не будут. Впрочем, 12 марта, депутат мажилиса-парламента Рауан Шаекин заявил, что казахстанский потребитель вряд ли выиграет от его создания.

Vласть поговорила с экспертами о том, опасно и оправдано ли создание этого оператора, и как это отразится на ценах на топливо. Вопреки заявлению Мынбаева, эксперты сошлись во мнении, что угроза повышения цен все же есть.

В частности так считает Ерлан Хасенбеков, директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ). Он предполагает, что создание единого оператора позволит систематизировать и упростить систему поставок топлива в страну: «Однако на данный момент мы не можем утверждать, что это приведет к снижению цен на топливо или их долгосрочной стабилизации».

Хасенбеков отметил, что ежемесячная установка цен на бензин и дизтопливо, которой будет заниматься КМГ, сейчас производится Агентством по регулированию естественных монополий в партнерстве с Министерством нефти и газа. И в свете этого пока сложно прогнозировать, как создание единого оператора отразится на розничных ценах: «На сегодня мы не видим объективных предпосылок, по которым создание единого оператора по импорту нефтепродуктов могло бы сдерживать цены продолжительное время».

Эксперт пояснил, что первой волны повышения цен на топливо стоит ждать уже в апреле этого года, правда из-за девальвации: «Не озвучивая конкретных цифр, полагаем, что подорожание превысит 15%».

Тем не менее, Хасенбеков считает, что пока не совсем ясно выиграет ли от этого нововведения потребитель: «Если создание оператора по импорту нефтепродуктов обеспечит бесперебойное снабжение топливом населения, сельского хозяйства и других отраслей экономики, то, считаем, что это оправданный шаг. Однако все же лучше дождаться практических результатов нововведения. Все преимущества и недостатки такого решения будут заметны через несколько месяцев работы оператора».

Главный научный сотрудник Института экономики МОН Олег Егоров рассказал Vласти, что КМГ попросту может и не справиться с новыми функциями:

«Казмунайгаз осуществляет добычу на суше, добычу на море, переработку, поставку нефти на наши зарубежные предприятия, например в Румынию (Rompetrol) и порт Батуми, и участвует в различных иностранных проектах, к примеру «Белый медведь в северном море». Вдобавок к этому, мы передаем еще и функции главного импортера. В этом случае на компанию может навалиться т глыба проблем, а ведь она может быть даже не способна руководить этим хозяйством».

Другая проблема заключается модернизация НПЗ: «В программу ФИИР внесено множество проработок связанных с развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью. Сейчас они вообще не выполняются, а это дело непосредственно КМГ. Может ли одна компания работать по всем этим направлениям? Это трудно, а её ещё их обременяют этим фактом импорта.

Мы уже лет 5-6 говорим о необходимости модернизации наших заводов. Мы модернизируем их на протяжении 6-7 лет, но только на словах. Если бы мы модернизировали их, мы бы наполовину сократили потребность в импорте».

Кроме того, Егоров пояснил, что основная проблема нынешнего импорта заключается не в количестве операторов по импорту нефтепродуктов (сейчас их 5), а в количестве промежуточных звеньев, из-за которых зачастую и повышаются цены на бензин и дизельное топливо

«Зачастую эти звенья занимаются бумажной волокитой и не имеют ни транспорта, ни подхода к трубопроводу и прочих вещей, что связаны с нормальным снабжением населения, предприятий и сельхозпроизводителя топливом. А таких звеньев у нас достаточно. Но они уже настолько укрепили свое присутствие, благодаря поддержке сверху, что ликвидировать их невозможно».

Эксперт также отметил, что кроме 10-15% повышения стоимости топлива после девальвации, стоит ждать и еще одной волны удорожания: «Поскольку одна компания будет докупать недостающее нашей стране количество топлива, то уже примерно к лету цена на бензин также может повыситься на 10%. Я не исключаю подобного события.

Из России мы получаем около 1 млн. 100 тыс. тонн топлива, из-за девальвации и того факта, что они поставляют нам нефтепродукты беспошлинно, они тоже терпят от этого убытки. Поэтому, возможно, они будут усиливать свои претензии по нашему ценовому образованию на топливо. Кроме того, от монополизации направления стоит ожидать и ценовых спекуляций. Иными словами, потребитель от всего этого только проигрывает. От этого подорожает и все остальное – еда, транспорт и т. д.».

Более того, по словам Егорова это нововведение начинает беспокоить и зарубежных партнеров: «Я недавно беседовал по поводу этого решения и мне говорили, что наш поставщик «Газпромнефть-Казахстан» уже начинает беспокоиться о судьбе рынка, поскольку они не хотели бы возникновения каких-то сложностей с налогообложением, накрутками и прочими проблемами», - резюмирует эксперт.

Свежее из этой рубрики