Эксперты бьют тревогу -  некоторые тюрьмы в ЦА стали кузницами кадров для экстремисткого подполья

Андрей Мырзаев, Бишкек, специально для Vласти

Попыткам правоохранительных органов Киргизии бороться с носителями идей религиозного экстремизма последние противопоставляют активную работу среди заключенных. 


Эксперт по безопасности Виктор Михайлов считает, что в зонах и тюрьмах идеальная среда для имплементации идей радикального ислама с последующей вербовкой заключенных для джихада на Ближнем Востоке.

"Сторонники Таблиги Джамаат в Киргизии наработали большой опыт успешной проповеднической деятельности в пенитенциарных учреждениях в этой стране. Например, Абдулазиз ажы Закиров – активный таблиговец, казы (религиозный судья - V) Джалалабадской области (сам он родом из Базаркурганского района) добился разрешения на посещение колоний имамами местных мечетей для организации пятничных молений с заключенными и обучением их основам «чистого» ислама. Тем временем, имам Джалабалской мечети «Айти» Айбек Атиев (один из лидеров местного «Таблиги Джамаат» - V ) по протекции А. Закирова получил возможность проводить активную пропагандистскую деятельность в исправительной трудовой колонии №10 г. Джалабада. В результате более половины зэков считают себя сторонниками ТД и готовы служить идеям этого движения и на свободе" - приводит пример специалист.

"Вообще А. Закиров может считаться образчиком грамотного профессионального организатора внедрения идей ТД населению Джалалабадской области. Своим силами местные таблиговцы устраивают «хашар» - привлекают к уборке мусора с улиц областного центра местных жителей. В этом нет ничего плохого, если бы не параллельная активная пропаганда чуждых трактовок идей фундаментального ислама. Как известно молодежь - хорошая питательная среда для внедрения в сознание крайних идей исламизма. Поэтому вряд ли стоит удивляться многочасовым «беседам» Закирова с местным студенчеством. Официально таблиговец заявляет о своем желании предостеречь киргизскую молодежь от пагубного влияния радикальных исламистов. На самом же деле, призывает студентов Джалалабадского государственного университета посещать мечети после учебы, а так же соблюдать основные принципы шариата" – рассказывает эксперт по безопасности Виктор Михайлов.

Интересно, что вполне можно связать два фактора: тюрьмы и молодежь. Если говорить о Киргизии, то для многих подростков "зоны" представляют большой интерес, трудной найти молодых людей, которые бы не знали о так называемых "понятиях" и о влияние на жизнь "на районе" из мест заключения. В связи с чем, активная работа таблиговцев в пенитенциарной системе представляется еще более опасной, так как может проецироваться и на улице городов, особенно где есть проблемы в социальной сфере и с доступом к качественному образованию.

Хотелось бы отметить, что по последним данным в Сирии только из Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на службе у джихадистов находятся не менее 800 человек. Более того, по информации Государственного комитета национальной безопасности Киргизии, в вооруженных столкновениях в Сирии погибло не менее 8 киргизстанцев, по сообщениям парламентариев Таджикистана на Ближнем востоке погибло уже около 50 граждан Таджикистана. Если говорить о Казахстане, то Комитет национальной безопасности сообщал, что в рядах организации «Исламское государство» воюет около 300 граждан Казахстана, между тем известно о том, что счет погибших уже превысил отметку в 10 человек.

По словам эксперта, логистика «доставки» боевиков в Сирию и Ирак неизменна, но если раньше был маршрут "Киргизия-Казахстан-Турция-Сирия", то сейчас добавился еще один "Киргизия-Казахстан-Россия-Турция".

Эксперт в области безопасности Виктор Михайлов считает, что спецслужбы за последние годы спецслужбы СНГ научились в той или иной степени блокировать деятельность региональных джамаатов, подпитывающих молодыми бойцами боевые подразделения в Афганистане, Сирии и Ираке.

"Необходимо констатировать, что степень эффективности спецслужб в борьбе с радикальным исламом во многом связана с политической волей лидеров в странах СНГ. Политические предпочтения или позволяют разрушить всю инфраструктуру филиалов террористических группировок или создать таким филиалам относительно комфортные условия для подрывной деятельности" - заключил Михайлов.

Тем не менее, как для спецслужб, так и для экспертов вопрос: «Вернутся ли центрально-азиатсике боевики на родину, чего от них ждать и что им противопоставить?» остается без ответа.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики