• 8784
Эксперты и игроки Ecommerce: Казнет ищет свой путь

Георгий Рябой, Олеся Чаюн, агентство Netpeak

Казнет отметил двадцатилетие. С какими итогами игроки рынка электронной коммерции подошли к этой дате, готовы ли они рисковать ради выгоды в будущем и открыться мировым трендам? 


Об этом специалисты агентства интернет-маркетинга Netpeak спросили ведущих экспертов и игроков Ecommerce Казахстана: директора ТОО «Колеса» Николая Бабешкина, генерального директора Lamoda.kz Даниила Баркалова, директора по маркетингу Chocofamily & Chocomart.kz Хасана Исламова и директора Cheesenology, основателя TezPro и TezWay Сырымбета Искакова.


Краткая справка: Netpeak — одно из лидирующих агентств интернет-маркетинга в Восточной Европе. За 8 лет работы на рынке у агентства появилось более 1000 довольных клиентов, среди которых TripAdvisor, Slando, ŠKODA, Kärcher. Основные услуги Netpeak: SEO (продвижение сайтов) и PPC (контекстная реклама). C 2013 года агентство вышло на рынок Казахстана, в мае 2014 года в Алматы открылся офис Netpeak.

Казнету в этом году 20. Какие факторы являются формообразующими для рынка онлайн-бизнеса в Казахстане сегодня? И что может измениться в будущем?

Даниил Баркалов: На мой взгляд, есть несколько важных факторов. Это дорожная инфраструктура и специфическая география, низкая плотность населения, социокультурное постсоветское пространство. Если говорить о будущих изменениях, то уже сегодня можно отметить, что конкуренция на рынке растет. Думаю, что со временем это приведет к открытости рынка. Безусловно, уровень проникновения интернет-технологий будет выше.

Николай Бабешкин: За последние 4 года появились интернет-компании. Не просто сайты или стартапы, которые делают энтузиасты в свободное от работы время, а полноценные бизнесы, с офисами, штатом сотрудников, бухгалтерией, большими планами и, главное, с прибылью. Интернет-компании научились зарабатывать в Казахстане более-менее приличные деньги.

Хасан Исламов: В целом, пока мало крупных и успешных интернет-компаний, чтобы сказать, что онлайн притягивает бизнесменов. Рынок еще далеко не сформировался, наверное, главный формообразующий фактор — это то, что рынок сам по себе растет, и растет с большой скоростью. Вы можете начать сегодня работать, условно через год вы уже будете расти на 10—20% в месяц, не прилагая особых усилий. Второе — это то, что много незанятых ниш, а если и занята ниша, то конкуренции нет, либо она слабая, а чтобы обогнать ближайших конкурентов — секрет прост — достаточно предоставить лучший сервис, потому что скорее всего на него и нет сильного упора, так как опять же нет конкуренции.

Есть много историй о том, что корпорациям с миллиардным капиталом приходилось делать в самом начале пути, для привлечения первых клиентов. Как вы привлекли своих первых покупателей?

Николай Бабешкин: Мы начинали с офлайна, и первые клиенты были в наших газетах «Колеса» и «Крыша». Их получали банальным обзвоном объявлений из других газет. Онлайн направление компания развивала, когда прочно стояла на «офлайновом» фундаменте. Но нельзя сказать, что было легко, были и ошибки и удачи. Например, в онлайне полноценный отдел активных продаж у нас появился только в начале этого года.

Даниил Баркалов: Мы начали с активного онлайн-маркетинга. Но и тогда мы понимали, что главным в нашей работе будет клиентоориентированность. С момента запуска Lamoda.kz мы постоянно работаем над сервисом, который мы предоставляем. Мы добились больших успехов на этом поприще, и нам видится, что именно сервис помогает нам привлекать новых покупателей и сохранять уже имеющихся клиентов.

Хасан Исламов: В первую очередь покупателей мы «подкупаем» сервисом. По опыту работы нашего первого проекта сервиса коллективных покупок Chocolife.me, нас запоминают именно за сервис. Такой же товар можно найти в любом интернет-магазине, возможно, с такой же ценой. Но в них нет такого кропотливого и упорного труда над сервисом как у нас. Каждый наш день начинается с разбора проблем с которыми мы столкнулись вчера. Сегодня это позволяет иногда даже превосходить ожидания нашего покупателя, так называемый wow-сервис. Если говорить об интернет-магазине Chocomart.kz, то около половины его покупателей являются пользователями нашего купонного сервиса Chocolife.me.

Сырымбет Искаков: Если говорить об интернет-магазине детских товаров bebek.kz, то это реклама в лифтах, потом сарафанное радио. Дальше начали использовать контекстную рекламу. Если же говорить про сервис поиска попутчиков tezway.kz или сервис поиска репетиторов tezpro.kz — то это, однозначно, социальные сети. Однако, на данный момент, основной поток клиентов приходит с контекстной рекламы.

Ваш бизнес в силу его инновационной составляющей находится на передовой развития интернет-рынка Казахстана. Как вам кажется, какие элементы стимулирования онлайн-бизнеса в Казахстане сейчас недооценены (внедрение 3G-сетей, вопросы регулирования авторских прав, выход на международную арену и др.)?

На фото Хасан Исламов

Хасан Исламов: Нашему населению нужен опыт. Как правило, в развивающихся странах онлайн-бизнес начинает развиваться активнее спустя 2-3 года опытного пользования интернетом, отсчитывая от первой попытки воспользоваться какой-либо онлайн-услугой. В нашем же случае мы видим, что нам сильно не хватает партнера с качественными логистическими услугами. Это нам позволило бы бежать на один шаг быстрее. Возможно, вся проблема роста онлайн-бизнеса в неопытности и непонимании реалий как государством, так и бизнесменами. Например, поэтому мы вынуждены самостоятельно развивать свою курьерскую службу или тратить около $30 тыс. долларов на пересылку документов между партнерами, а могли бы это делать в электронном виде.

Сырымбет Искаков: Онлайн-платежи. Необходимо сделать процесс регистрации для возможности онлайн-оплаты проще. Это касается в первую очередь epay.kkb.kz. Они уделяют внимание оборотам компании, а небольшие обороты их не интересуют. Но как достичь больших оборотов, если нет соответствующих инструментов? Методы онлайн-оплаты через всевозможные кошельки еще пугают клиента.

Какие основные тренды вы бы выделили на рынке интернет-маркетинга Казахстана за последние 2-3 года?

На фото Николай Бабешкин

Николай Бабешкин:

  • Рост бюджетов медийной и особенно контекстной рекламы.
  • С ростом трафика и количества возможных каналов продвижения рекламодатели и сами игроки все больше задумываются об эффективности этих каналов. Веб-аналитика становится востребованной.
  • Мало локальных сильных компаний, предоставляющих качественные услуги интернет-маркетинга, плюс провоцирующих заходить на наш рынок игроков из СНГ.
  • С одной стороны, острая нехватка квалифицированных кадров, с другой — появление молодых толковых ребят, нахватавшихся опыта за последние 2-3 года.
  • SММ уходит на задний план, как не оправдавший большие надежды прошлых лет.

Даниил Баркалов: Интернет-маркетинг довольно динамично развивающаяся сфера, поэтому тренды в Казахстане вплотную следуют не только за российскими, но и за мировыми. Для e-commerce это продвижение мобильных приложений, реклама с нетрадиционным сегментированием рынка (место, пол, возраст), но с расширенной привязкой к анонимным данным пользовательских cookie на основе RTB и DSP технологий.

На фото Сырымбет Искаков

Сырымбет Искаков:

  • Контекстная реклама
  • SMM
  • SEO

Хасан Исламов: По использованию технологий мы хорошо отстаем от мирового рынка. Мы (игроки) активнее начали использовать социальные медиа. На лучшем уровне начали использовать поисковый трафик. Появляются игроки, которые используют RTB. Также на наш рынок вышли несколько российских сервисов со своей партнерской программой. Кто не использовал email-маркетинг — тоже пришли к пониманию того факта, что это недооцененный и эффективный инструмент. Несомненно, это меняет отношение к кадрам, которые должны быть компетентны в этих сферах. Спрос на таких специалистов очень высокий. И их не достаток ощущается в каждом онлайн-бизнесе.

Расскажите, какие интернет-каналы (баннерка, SMM, SEO, контекстная реклама) кажутся вам наиболее перспективными и достойными доверия? Изменилось ли их количество и доля в вашем маркетинговом плане за 2013 год?

Николай Бабешкин: Для каждого бизнеса специфичны свои каналы продвижения. Для банка, например, важен брендинг, и без медийки там сложно. Магазину свадебных платьев хорошо подойдет SMM и контекст. Наша компания увеличила рекламный бюджет в 2 раза в 2014 году, от части это связанно с запуском нового проекта market.kz.

Даниил Баркалов: Каждый канал имеет свою перспективу. Это зависит в первую очередь от целей, которые преследуются рекламной кампанией и, соответственно, от специфики рекламы и площадок, на которых происходит размещение. На сегодняшний день наибольшую перспективу представляет ретаргетинг, как поисковый, так и медийный. Такие каналы, как дисплейная реклама (баннерка), контекст, обеспечивают первый контакт с клиентом, но людям свойственно откладывать покупку на непродолжительное время. Искать другие предложения на рынке, выбирать товар, ждать новые поступления или скидки, а также просто забывать сделать покупку. В данный момент мы живем в эпоху жесткой конкуренции и можем потерять клиента, если не напомним ему о себе. Ретаргетинг обеспечивает возврат клиента и завершение покупки.

Контекстная реклама имеет огромный потенциал, как и SEO, но более прозрачна и реализуема на фоне поискового продвижения с его изменчивыми алгоритмами поисковой выдачи. Обеспечить поток клиентов способны оба канала, но, исходя из тенденций рынка, приоритетную ставку надо делать на контекст, как на более управляемый вид продвижения.

SMM — это больше «книга отзывов и предложений». SMM еще не созрел для продаж и служит инструментом взаимосвязи с клиентами, но мы не рассматриваем его как сильный канал продаж и в ближайшем будущем.

Если в компании нет больших ресурсов на содержание своего департамента маркетинга, то на первый план выходит канал аффилированного маркетинга. Это удобно тем, что ваша задача заключается лишь в контроле и разработке общих концепций. Рекламу делают за вас третьи лица, а вы платите за результат. Так как тут работа идет с людьми, вы просто покупаете у них заказы, много сил приходится тратить на анализ заказов, поиск и исключение из работы недобросовестных вебмастеров. Тем не менее, через данный канал можно запустить любой другой рекламный канал и оплачивать совершенное действие. Мы одни из первых на рынке начали работать с оплатой процента комиссии с нет-заказа. Это дает нам уверенность в качестве трафика и по сути мы платим за то, что клиент уже выкупил.

Говорить о перспективах можно долго. Как я уже отметил, каждый канал имеет свою перспективу, но все зависит от целей компании. Где-то реклама дороже, где-то эффективнее, но потребность прослеживается в каждом из каналов в той или иной степени, поэтому для своих целей перспективным является каждый из каналов. В общем и целом, желательно напоминать потенциальному покупателю о себе везде.

Хасан Исламов: В казахстанских реалиях баннерная реклама, которую предлагают местные площадки, не дотягивает до того уровня, чтобы ею можно было выгодно пользоваться. А так как мы заморачиваемся с оценкой эффективности любого канала, мы пользуемся ею крайне редко (только для шумных акций, которые могут привлечь внимание большой массы пользователей). SMM пока не уделяется много внимания, но мы всегда следим за своей репутацией в социальных сетях. Возможно, по-новому будем использовать этот канал уже с 2015 года. SEO и контекстная реклама — ежемесячно растущие статьи нашего бюджета.

Сырымбет Искаков: SEO и контекстную рекламу считаю основными каналами трафика. На данный момент преобладает PPC, но потихоньку появляются переходы с поисковиков по связанным запросам. Работаем над улучшением данного направления.

Как рынок реагирует на работу по SEO-продвижению без предоставления гарантий?

На фото Даниил Баркалов

Даниил Баркалов: Как я уже отметил в ответе на предыдущий вопрос, в работе SEO-канала очень много специфики. В первую очередь, создание семантического ядра и грамотная оптимизация сайта под поисковые системы. В каждой поисковой системе свои алгоритмы, которые не являются публичными. Нащупать правильный путь оптимизации сайта — нелегкая работа при высокой активности конкурентов. Работать в SEO без гарантий, на мой взгляд — выбрасывать деньги на ветер. У нас свой отдел SEO, мы не работаем с внешними подрядчиками, так как не считаем предложения адекватными. Даже если подрядчик готов давать гарантии, то по факту это гарантии простейших низкочастотных запросов, их вывод в TOP-10. Так что могу сказать одно, если вы хотите получить результат от SEO, то необходимы свои сотрудники, максимум — это фриланс, но не работа с компаниями без гарантий. Если вы решились на внешнего подрядчика, то столкнётесь с рядом проблем, одна из которых — это предоставление доступа к сайту. Далеко не каждая компания может легко дать доступ к коду своего ресурса, у нас это исключено. Ну и стоит посоветовать обращать внимание на «гарантии», которые вам дают.

Николай Бабешкин: В этом вопросе не могу ответить за весь рынок. Мы, как компания, понимаем, что SEO для нас — один из приоритетных источников трафика и vs готовы пробовать и смотреть на результат. И, конечно, мы очень трепетно относимся к выбору подрядчика, так как ошибки в SEO могут значительно повлиять на развитие онлайн-направления.

Хасан Исламов: К услугам по SEO-продвижению большинство, начиная от новичков и заканчивая крупными проектами, относится с настороженностью. Это зависит от того, насколько это важный канал привлечения клиентов для игрока и сколько денег он готов тратить для его освоения. Из-за некоторой непрозрачности работы (ведь нигде нет прописанной схемы правильной оптимизации) возникают определенные сложности. Каждый ремесленник по-своему видит работу оптимизации и поискового продвижения, а ты заранее не можешь знать, чьи действия принесут должный эффект. Ввиду неопытности рынка получается, что многие очень осторожны и мало кто сейчас с головой окунается в этот океан (сказывается нехватка опытных кадров). Но так как потребность в трафике есть, многие вынуждены обращаться к кудесникам, которые «быстро поднимут ваши позиции в топ-10» или которые «увеличат ваши продажи на 20%» — ну да, гарантий никаких нет.

Сырымбет Искаков: По поводу рынка ответить сложно, однако мы готовы на то, что нам не дают гарантий по поводу результатов. По предоставленным рекомендациям от специалистов, есть понимание того, что они все необходимы. И будут полезны не только для поисковой оптимизации, но и для пользователей сайта.

На мой взгляд, гарантии в таком направлении могут дать только сами поисковые системы, но они, естественно, этого не делают. Компании, заявляющие, что выведут нас в топ по запросу «Лучшие во всем мире разработчики» за пару недель, меня настораживают.

Назовите 5 сайтов с доменами KZ или КАЗ, без которых вы не мыслите интернет Казахстана на сегодняшний день.

Сырымбет Искаков:

kolesa.kz, krisha.kz, satu.kz, egov.kz, tengrinews.kz.

Хасан Исламов: На самом деле нет сайтов, без которых завтра Казнет умрет, так как Казнет еще только формируется. Безусловно, есть полезные сайты, которые изменили обычное поведение людей и предпринимателей. Это проекты на рынке авто и недвижимости, которые пришли из обычной газеты (kolesa.kz и krisha.kz), интернет-банкинг (любой). В моем случае — это homebank.kz, наш интернет-магазин chocomart.kz. Всю технику я покупаю теперь только у нас.

Даниил Баркалов: Chocolife.me (несмотря на то, что они на домене me), egov.kz, tengrinews.kz, flip.kz.

Николай Бабешкин: kolesa.kz, krisha.kz, market.kz (пользуясь служебным положением), все остальное мы найдем в google.kz.

Материал опубликован на правах рекламы

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики