• 7092
Марк Смит, управляющий партнер Deloitte Caspian Region: Девальвация нанесла самый большой ущерб крупным компаниям

Марк Смит, управляющий партнер Deloitte Caspian Region в интервью Vласти прокомментировал важные финансообразующие события последних месяцев. Чем грозит Казахстану простойка Кашагана, так ли страшен Евразийский союз, как его представляют противники интеграции, и какие промежуточные итоги можно вынести из проведенной в феврале девальвации тенге, спросили мы у нашего собеседника.


V: После проведенной в Казахстане девальвации уже прошло четыре месяца, достаточный в принципе срок, чтобы можно было анализировать ее влияние. Скажите, как, по вашему мнению, отразилась девальвация национальной валюты на деятельности крупных казахстанских компаний?

— В целом, эффект разнится от рода деятельности компании. Ущерб девальвация принесла тем крупным компаниям, у которых есть довольно большие долларовые займы, а выручка приходит в тенге. Ими, в том числе являются компании, которые импортируют продукцию или сырье из-за рубежа и соответственно имеют обязательства в валюте либо если деятельность данной компании регулируется тарифами в тенге. Компания будет подвержена валютным рискам, в случае подобные риски не захеджированы. Для тех экспортноориентированных компаний, чья выручка в валюте, эффект оказался положительный, так как их издержки частично в тенге и соответственно прибыль растет.

Надо сказать, что Правительство вело активный мониторинг цен на внутреннем рынке и при необходимости принимало меры, как, например, это было с ценами на топливо.

V: Различные эксперты дают прогноз по росту экономики Казахстана в 2014 году в среднем на 5% — 7%. Это и с учетом девальвации, и остановкой Кашагана, и с санкциями против России. По вашему мнению, насколько реально может вырасти ВВП в текущем году?

В целом, могу сказать, что, несмотря на текущую неопределенность в мировой экономике и, учитывая вышеназванные трудности, экономический рост Казахстана, тем не менее, продолжается. Во многом благодаря инициативам правительства и недавним административным реформам по поддержке МСБ и улучшении условий для осуществления предпринимательской деятельности в Казахстане. Очень большая работа идет в области сотрудничества бизнеса с государством над улучшением инвестиционного климата. На данный момент роль основной платформы для диалога с иностранными инвесторами выполняет ежегодный Совет иностранных инвесторов при президенте, в заседаниях которого принимают участие лидеры крупнейших банковских организаций и энергетических и промышленных компаний. Различного рода палаты и ассоциации работают над повышением привлекательности регионов для иностранных инвесторов. Это ключевое направление, которое в долгосрочной перспективе положительно скажется на росте экономики страны.

V: Как, на ваш взгляд, в долгосрочной перспективе санкции против России могут повлиять на экономику Казахстана?

С точки зрения привлечения иностранного инвестирования — я считаю, что влияние будет минимальным. Как я уже сказал выше, сейчас активно идет работа над улучшением инвестиционного климата, как регионов, так и страны в целом. Отток капитала из России может лишь косвенно повлиять на нас.

V: Как известно, работа Кашагана из-за технических неполадок была приостановлена на неопределенный срок. По пессимистичным прогнозам их устранение может занять несколько лет. Какой это будет, по вашей оценке, иметь эффект для казахстанской экономики?

Любое сокращение доходов от продажи нефти, очевидно, имеет влияние на казахстанскую экономику, будь то приостановка работ на Кашагане или же какой-либо другой фактор. Именно поэтому так важна диверсификация экономики — а именно уход от нефтегазовой зависимости. Правительство сделало несколько важных шагов для достижения этой цели, включая подписание нового законодательного акта по привлечению новых инвестиций на прошедшем заседании Совета иностранных инвесторов в Боровом.

Из выступления заместителя Премьер-Министра,г-на Исекешева, очевидно следует, что сейчас у правительства есть четкая стратегия по достижению этого плана. Если эта стратегия будет осуществляться и контролироваться должным образом, нет сомнений в том, что она будет успешной.

V: К подписанию 29 мая в Астане договора о создании Евразийского экономического союза в Казахстане относятся по-разному — кто-то уверен в его необходимости и эффективности, а кто-то, напротив, считает, что он приведет к плачевным результатам вплоть до потери независимости. Хотелось бы услышать ваше мнение — выиграет ли Казахстан от интеграции?

Я считаю, что Казахстан в этой ситуации в долгосрочной перспективе получает больше преимуществ. В принципе данный союз можно рассматривать в качестве следующего этапа после создания Таможенного союза и действительно с точки зрения таможенного сотрудничества мы видим дальнейшее развитие отношений между тремя странами. Это в первую очередь положительное сотрудничество в области таможенного налогообложения и международных соглашений. Уже сейчас внутри единой таможенной территории работает механизм свободного перемещения товаров в той мере, так как он был задуман первоначально и это, несомненно, плюс. Экономическая интеграция обеспечит более интенсивную конкуренцию, от чего потребители только выиграют и данное обстоятельство станет еще одним толчком для повышения конкурентоспособности казахстанских производителей.

С точки зрения инвестирования Казахстан также получает ряд преимуществ — участники союза заинтересованы в инвестировании в казахстанские проекты и упрощение различных процедур несомненно привлечет международные инвестиции в страну.

Свежее из этой рубрики