Ольга Малышева, журналист, театральный критик

В начале недели меня пригласили на съемки нового шоу на «Хабар» - поговорить об актуальности Гоголя. Приглашение прозвучало интригующе и многообещающе. И в голове не складывались в общую картину факты: сначала «Посмотрим, обсудим» Олега Борецкого закрывают за ненадобностью на государственном телевидении интеллектуальных программ, затем на том же государственном решают обсуждать плюсы и минусы классических постановок «Ревизора».

Новое ток-шоу на «Хабаре» будет назваться «Золотая середина», ведущим выбрали музыканта Ильяса Аутова. Два выпуска, в съемках которых я и участвовала, посвятили – первый - уже упомянутому «Ревизору», второй – проблеме наличия зрителей у казахстанского кино.

Студия на беглый взгляд выглядит точь-в-точь как было у Борецкого: те же зрительские трибуны по краю, те же белые кожаные кресла три напротив трех ближе к центру. И само шоу композиционно похоже на «Посмотрим, обсудим» - ведущий задает вопросы гостям и аудитории, на экране показывают сюжеты в тему. Но что-то все равно напоминает анекдот про поддельные елочные игрушки, которые не радуют.

То ли от спущенной директивы «не заставлять думать», то ли просто потому, что это только старт, необкатанная версия и первый блин, но «Золотая середина» уже на стадии съемок показалась скучной, несмотря на просьбы редактора и сценариста попытаться поскандалить в кадре. В выпуске по «Ревизору», например, в качестве экспертов участвовали трое актеров лермонтовского театра, два журналиста и фанатичная театралка. Журналисты пытались указать лермонтовцам на недостатки их спектакля, артисты твердили, что театральная критика в стране умерла, а преданная поклонница пела дифирамбы артистам. И никто, похоже, друг друга не слышал и особо не пытался.

Со зрительскими трибунами тоже не вышло диалога, но причина банальна: в рабочий полдень отдать несколько часов съемкам на телевидении могут лишь школьники, которых сняли с занятий, да пенсионеры. На этих съемках аудитория относилась к первой категории, поэтому когда Ильяс Аутов спросил, кто видел в театре Лермонтова «Ревизора», реакции не последовало. Еще удивительнее, что ее не последовало и после вопроса, кто «Ревизора» хотя бы читал.

Самому Аутову не хватало местами опыта, местами - изобретательности. Ведущий то раздражал сценаристов, путая блоки, то излишне старался следовать плану, обрывая героев на полуслове. В результате, по ощущениям, чистого отснятого материала вышло минут по сорок на программу, и любой телевизионщик вам скажет, что это почти катастрофа: если в эфир должно выйти шоу хронометражем хотя бы полчаса, монтировать будет нечего.

Что касается тематического охвата, то с «Ревизором» получилось относительно понятно, а вот в программе о казахстанском кино сценаристы, режиссеры и ведущий программы все смешали в кучу: и фестивали, и частные студии, и деньги, и дистрибуцию, и попкорн, и стриптиз. Одним словом, поговорили обо всем, но ни о чем.

Однако главного новая программа, похоже, достигла. Оправдывая свое название, «Золотая середина» доказала, что на казахстанском телевидении может быть шоу, которое с одной стороны посвящено важным, можно даже сказать, больным вопросам отечественной культуры, с другой - совершенно не заставляет думать и рассуждать. Правда, может, все не совсем так, как видится. Над шоу работают профессионалы, которых впору заподозрить в диверсии: это поначалу программа может казаться безобидной и «для галочки», а как только градус бдительности пойдет на спад – авторы как ввернут туда что-нибудь острое, сложное да интеллектуальное, как заставят думать полстраны. Наверное, и правда, так можно делать только исподтишка, чтоб никто не догадался, что телезритель тоже умеет мыслить.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые