«Оскар» или имидж Казахстана?

Карим Кадырбаев, специально для Vласти

Ни одна из отечественных картин не попала в лонг-лист картин, претендующих на получение заветной статуэтки. Кинокритик Карим Кадырбаев продолжает искать логику в принципе выдвижения казахстанских картин на премию Оскар. И в целом рассуждает о непростом выборе, который стоит перед режиссерами: снимать то, что понравится властям или честное кино для души.

На прошлой неделе в сети был опубликован лонг-лист картин, претендующих на получение премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Вопреки моим (и большинства моих коллег) прогнозам картина Эмира Байгазина «Уроки гармонии» не попала в этот список, более того Казахстан в этом году вообще не был представлен ни одной из вышедших в 2014 году картин. Официального заявления ни от киностудии «Казахфильм», ни от председателя казахстанского «оскаровского» комитета Сатыбалды Нарымбетова в прессе не было. Можно ли считать, что Казахстан официально выбыл из грядущей «оскаровской» гонки и если да, то почему? На эти вопросы я попытаюсь ответить ниже.

Ежегодно перед многими казахстанскими кинематографистами встает дилемма: делать кино честное или идеологически правильное. Идеологически правильное кино снимать безопаснее, да и благодарные зрители (неважно, будет ли это семь человек или пара миллионов) обязательно похвалят и произнесут сакраментальное «Наш цветущий Казахстан». Идеологически правильное кино должно открываться цитатой первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, полетом беркута в безоблачном небе над бескрайней степью Заилийского Алатау, а заканчиваться видами летней Астаны и отблеском солнечного луча от вершины «Байтерека» и желательно еще одной цитатой все того же президента.

Правда, снимать такое кино творческой душе (если она, действительно, творческая) противно и, как правило, заканчиваются подобные творения грандиозным количеством выпитого коньяка и стыдливым взглядом в пол при виде коллег.

Съемки же честного фильма всегда сопряжены с риском, начиная от риска не найти бюджет, заканчивая риском, что твой фильм увидят все, кроме казахстанских зрителей. Байгазин снял кино предельно честное и как ни странно, препятствий на его пути было гораздо меньше, чем у предыдущего казахстанского триумфатора мировых кинофестивалей – картины «Тюльпан» Сергея Дворцевого. Неприятности у картины начались именно в тот момент, когда казахстанцы возмутились, что фильм, прославляющий страну на весь мир, видели везде, кроме Казахстана. Прокат «Уроков гармонии» переносился неоднократно и что же в конечном итоге? Двухнедельный показ картины в двух (!) кинотеатрах страны по одному сеансу в день.

Разговоров было много и главной причиной того, что государственная киностудия фактически слила свою единственную достойную картину в прокате, называли то, что в ней содержались сцены, порочащие наши доблестные правоохранительные органы. И есть подозрение, что именно поэтому «Уроки гармонии» в этом году не были представлены на соискание премии американской киноакадемии.

Довольно странная попытка не выносить сор из избы, учитывая, что фильм уже успели показать на десятках мировых кинофестивалей. С другой стороны все закономерно, ведь фестивальным кинематографом интересуется относительно небольшая прослойка киноманов, а вот «Оскар» привлекает к себе внимание куда большего количества зрителей и если бы вдруг «Уроки гармонии» попали в список номинантов или одержали победу, Казахстан мог бы предстать в весьма невыгодном свете во всем мире.

Учитывая то, насколько сейчас государству необходимо создать имидж процветающей страны в преддверии «EXPO-2017» и борьбы за право поведения Олимпиады-2022, объем производства честного кино и участия Казахстана на международных кинофорумах может существенно сократиться.

Впрочем, пока причин для паники нет. Вполне возможно, что в ближайшее время казахстанский «оскаровский» комитет все-таки выдвинет кандидата от нашей страны на соискание премии американской киноакадемии. Правда, есть риск, что этим кандидатом станет фильм «Путь лидера», но это уже никого не интересующие нюансы.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики