Рамиль Мухоряпов, директор холдинга Choco Family: «Сегодня большие возможности открываются  для поколения предпринимателей»

Ирина Галат, Vласть

Фото Данияра Мусирова

О том, почему в Казахстане пока нет интернет-проектов мирового уровня, когда появятся гении, придут ли большие деньги в Казнет, а также о трудностях, с которыми столкнулся холдинг Choco Family в прошлом году и что ждет пользователей Chocolife.me уже в этом, рассуждали в интервью Vласти после церемонии награждения премии «Люди года-2013» директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов и директор Chocolife.me Геннадий Ким.

V.: 2013 год для Chocolife стал особенным – из сервиса коллективных покупок компания превратилась в холдинг под названием Choco Family, который представляет теперь и интернет-гипермаркет, и сервис по заказу еды из ресторанов, и сервис по продаже авиабилетов, а также площадку по продаже линз. Расскажите, с какими трудностями вы столкнулись при расширении своего бизнеса? Краткие итоги? Планы?

Р.М.: Главная проблемы была, наверное, в том, что мы пошли широким фронтом – одновременно взяли много проектов и старались их запустить.

Разрыв произошел в двух моментах. С одной стороны - в финансовой части, с другой - в организационной. Каждый из проектов должен возглавлять очень сильный человек. Откуда их брать? В первую очередь можно опираться на тех людей, которых ты знаешь и, в основном, это были те люди, с кем мы создавали Chocolife. И если раньше все эти люди работали над Chocolife, то здесь произошла ситуация, что они все начали работать над своими отдельными проектами в рамках группы. В итоге концентрация очень сильных людей с одной стороны упала в Chocolife, и потребовался какой-то период, чтобы это восстановить, воспитать заново сильных людей. С другой стороны в каждом из проектов этих сильных людей тоже не хватало, потому что там команды вообще с ноля набирались. Это в организационном плане. А в финансовом то же самое. У нас был один ручей доходов, это Chocolife, а все остальные бизнесы генерировали убытки, поскольку только запускались или разрабатывались. И был отчасти такой тяжелый период в момент их запуска, когда они требовали больших вложений, поэтому Chocolife приходилось очень сильно стараться и очень много работать, чтобы обеспечивать финансами всю группу.

Итоги сервисов – почти все они стали лидерами в своих направлениях и это радует. Chocofood -№1 по заказу еды, а Chocotravel -№1 по продаже билетов в Казнете после Эйр Астаны, Chocolife – по продаже скидок. Что касается магазинов, то там, наверное, просто конкуренты были посерьезнее, они так далеко оторвались (я имею ввиду Sulpak, Technodom) их нам еще бежать и догонять. Я думаю, что пройдет еще год или полтора прежде, чем мы их догоним по оборотам. Они не все прямые конкуренты, но, тем не менее, мы бьемся за лидерство в разрезе интернет-магазинов по оборотам в Казнете. Поэтому будем тратить усилия, деньги, время для того, чтобы догнать и перегнать.

Сейчас больше всего мы довольны тем, что продукты качественные. Я не сомневаюсь в том, что Chocotravel это один, наверное, из самых качественных сайтов в СНГ по продаже авиабилетов. Chocolife.me технологически значительно прибавил, скоро мы откроем новый сайт Chocolife.me и запустим новое мобильное приложение, которое, думаю, всем понравится.

Г.К.: Мобильное приложение будет сильно отличаться от того, что сейчас есть. То есть, конечно, оно станет принципиально удобным, совершенно на другом уровне. Там будет очень много функций, которых нет в большинстве приложений в принципе на пространстве СНГ. Например, вы сходили в заведение, сфотографировали его и сразу же выложили в отзыве, которое будет отражаться на сайте. Там будет рейтинг партнеров, который также будет отображаться как на мобильном приложении, так и на самом сайте. Рейтинг партнеров, который будет складываться из историй их сотрудничества с пользователями Chocolife.me.

Ну и такие вещи, как определение вашей текущей геопозиции. Например, вы едете по городу или просто гуляете. Если вы задерживаетесь определенное количество времени на одной точке, мобильное приложение это считывает и дает вам Push-уведомление на тему того, что здесь недалеко в 100 метрах есть ресторанчик, в котором проходит акция Chocolife.me. Покупай с мобильного приложения купон, если ты голоден, заходи и проводи время. Или те же услуги, товары на распродаже. Ну, опять-таки это все будет настраиваться самостоятельно человеком - если ему неинтересны эти Push-уведомления, он их уберет, если интересны – поставит. Также в мобильном приложении будет много других интересных сервисов.

Сам сайт тоже будет более технологичным, будут очень удобные фильтры, "умная" рассылка. То есть не будет спама. Мы хотим откреститься от любого письма, которое не интересно пользователю.

Р.М.: Мы будем смотреть, что вы делаете на сайте. Если вы открываете какие-то акции, то вероятно, они вам интересны, если вы что-то покупаете, то это точно значит, что это вам интересно.

Кстати, думаю, что в плане рекомендательных сервисов это очень сложные алгоритмы. Это будет технологическое ноу-хау именно Choco-группы, над которым работают наши местные специалисты.

V.: Какие еще планы на 2014 год?

Р.М.: Основная задача 2014 года - сконцентрироваться на прибыльности. Нам надо все наши новые бизнес проекты вывести в прибыль. Потому что сам факт их выведения в прибыль будет означать, что мы все делаем правильно, у нас правильная команда, и мы пошли по правильному пути. Если нам это не удастся, это будет означать, что какие-то сбои есть и надо меняться, корректировать стратегию. Сейчас основная задача - выходить в плюс. В принципе мы довольно уверенно к этому идем. Я думаю, что уже к середине года большая часть наших проектов станет прибыльной. Сейчас у нас только два проекта прибыльные – Chocolife.me и Lensmark.kz. Получается, что пока Chocomart.kz, Chocotravel.com и Chocofood.kz пока убыточные. В середине года, надеюсь, встретимся и подведем какие-то промежуточные итоги.

V.: Рамиль, вы как один из первых успешных людей Казахстана, начавших свой бизнес в интернете, безусловно, являетесь экспертом в этой сфере. Скажите, по вашему мнению, как развивается интернет-предпринимательство в стране? Основные тенденции, сложности? Кадры?

Р.М.: Одна из главных причин того, что все еще интернет-бизнес не очень развивается, заключается в отсутствии крупных инвестиций. Но уже чувствуется, и очень видно, что деньги начинают в Казнет приходить. Первой очень громкой сделкой была покупка «Крыши» и «Колес». Проект был куплен за сумму больше 10 млн. долларов. Это значимая сумма, эта сумма показывает, что в Казнете можно зарабатывать миллионы.

Приходят постепенно российские и украинские инвесторы. Я уже слышал о нескольких проектах, которые совместно с украинцами или стартуют или уже работают. Россияне начинают в некоторые проекты заходить. Олигархические деньги подтягиваются. Несколько людей из топ-150 Форбс задумываются над открытием интернет-магазинов. И думаю, что это хороший шанс для целого поколения предпринимателей показать себя сейчас. На их стороне молодость, незашоренность, знание новых технологий. А на стороне этих инфраструктурных бизнесов - деньги. То есть, если технология будет создана, то наверняка крупным компаниям проще будет купить эти технологии, чем с ноля их создавать или пытаться конкурировать. Поэтому сейчас есть огромная возможность для поколения предпринимателей.

V.: Почему, на ваш взгляд, отечественные предприниматели, в большинстве своем, создавая проект, думают локально, а не глобально? Ведь привлечь иностранных инвесторов в проект гораздо проще, если он ориентирован не только на местных потребителей, но может успешно функционировать и на других рынках.

Р.М.: Если мы говорим о технологиях, технологичных вещах, то, безусловно, смысла на Казахстан их ориентировать нет. Потому что, если вы делаете какую-то CRM-программу для автоматизации предприятий, то у нас очень маленький рынок, у нас этим мало кто еще пользуется, и мало кто готов будет массово подключаться. А если вы ту же самую вещь сделаете на мировой рынок, то ты можешь продать эту вещь здесь пятерым, там пятнадцати, там еще ста. Поэтому все, что касается технологий, безусловно, будет гораздо более востребованным на мировых рынках.

V.: А почему сейчас в Казахстане так мало подобных проектов? Есть ли они вообще?

Р.М.: Есть две проблемы. Мало инвестиционных денег с одной стороны, что цепляет за собой другую проблему – предприниматели не видят для себя хороших возможностей заработка в интернете, поэтому не идут в интернет. Я не говорю о том, что вообще не идут. Я говорю о сильных предпринимателях. Значительная часть сильных предпринимателей по-прежнему больше видят своих возможностей в офлайн бизнесе. Как только они увидят деньги здесь, как только они увидят много классных заработков, взлетов, очень внимательно начнут смотреть на интернет. И тогда произойдет то, что очень сильные умные ребята придут в интернет и начнут строить классные мощные компании. Сейчас только-только это начинается. Придут, еще придут.

Г.К.: Почему наши местные предприниматели не создают технологический бизнес с выходом на далекие страны? Принципиально все сводится к людям - не появилось таких гениев, которые могут написать, например, такую поисковую систему, которую написал Яндекс, и масштабировал ее на весь мир, стал одной из крупнейших интернет-компаний в мире. Все сводится к людям. А люди откуда берутся? А люди берутся из нашей сферы образования. Мы сами в принципе молоды, сами недавно были студентами и понимаем, что, к сожалению, сегодня в Казахстане крайне мало мест, где можно получить не то что высокопрофессиональное техническое образование, но и гуманитарное. Да, мы с Рамилем являемся людьми, которые учились и здесь, и учились за рубежом, есть с чем сравнивать. Я на своем опыте точно понимаю, что это небо и земля – образование здесь или образование в той же самой Москве.

Если говорить о хороших технарях, то их сегодня сложно найти на рынке Казахстана. Они есть. Но они сидят там, где за них держатся. И второй момент - те же самые менеджера, в моем понимании, это люди, которые умеют логически размышлять, обладают определенными навыками, трудолюбием, их тоже, к сожалению, не очень много. Все идет от образования, а образование сегодня у нас хромает. Поэтому, в Казахстане нет такой кучи гениев, которые ежегодно появляются в тех же Соединённых Штатах или странах Европы. Здесь такой замкнутый круг – есть классные идеи, появляется интерес у бизнесмена, если появляется интерес у бизнесмена, деньги появляются в индустрии, подтягиваются все остальные. Сейчас у нас есть условно сложность с кадрами, идеями и т.д., плюс сам интернет только-только проникает в отдаленные города Казахстана, тем самым увеличивая рынок. Мы не говорим, что все будет также плохо. Все будет хорошо, но позже.

V.: Ранее вы неоднократно говорили, что будете концентрировать свое внимание только на казахстанском рынке. Что-нибудь поменялось? Вы все-таки планируете выйти на международный уровень?

Г.К.: В целом наша миссия – развивать электронную коммерцию в Казахстане, в обозримом будущем стать абсолютным лидером в e-коммерции, со временем само собой выйти на международный рынок, а вот с какими проектами покажет время. Сейчас из нашего семейства проектов видно, что Chocotravel.com - это тот бизнес, который можно уже завтра выводить хоть в США, хоть в Африку. Технология легко масштабирована, технология мирового уровня.

Другие проекты они в основном заточены под местный рынок. Но в этом я тоже вижу разумный момент, потому что мы в принципе молодые предприниматели, делаем свои первые шаги. За три года наделали кучу ошибок, приняли много правильных решений. Со временем привлечем большие деньги в сферу интернет в Казахстан на наши проекты, которые совместно с нашими знаниями и опытом направим на выход на международные рынки.

Р.М.: Минимум масштабами СНГ мы сейчас спокойно мыслим. Масштабы СНГ нас вообще не пугают, для нас это очевидное. Но на масштаб мира, мне в душе еще немного страшно, не готов я еще пока. Уверен, что это психологический больше барьер, а не какой-то реальный.

V.: Как в целом вы можете охарактеризовать уходящий год? Каким он был для бизнеса в Казахстане? Какой прогноз можете дать на следующий год?

Р.М.: Для нас он был очень хороший. Мы выросли более чем в два раза, запустили все, что планировали запустить, стабилизировали наше финансовое положение. Все очень хорошо.

В целом для бизнеса существенных проблем не вижу. Скорее наоборот - много-много позитивных предпосылок для его развития.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые