• 17778
Рынок start-up в кризис: Денег в Казахстане гораздо больше, чем идей и грамотных команд.

Жанара Каримова, Vласть

Мы поговорили с шестью экспертами о том, может ли start-up развиться вопреки кризису. В какой области лучше начинать свое дело, и как начинающим предпринимателям вести бизнес в экономически неустойчивое время. 

Алексей Власов, управляющий директор компании idoctor.kz:

В кризис всегда выгодно открывать бизнес. В это время кто-то теряет, кто-то находит. Я не думаю, что кризис сильно влияет на IT стартапы. Привлекательные области: интернет, производство, но для этого нужно какое-то ноу-хау. В настоящий момент очень трудно найти нишу, рынок занят. И рядом такой гигант, как Китай, который уже в принципе придумал все.

Сложность зарождения бизнеса в это время заключается в недостатке финансирования. В кризис банки сужают свои активы, соответственно, не выдают кредиты, а стартаперу для начала какие-то деньги нужны. Идея не выстреливает за месяц или два. Мы год терпели, вкладывали деньги, ждали. Спустя год мы вышли на самоокупаемость, два месяца получаем доход, который вкладываем в бизнес.

Когда кризиса нет, действует очень много программ. Все финансовые институты имеют свободные деньги. Кризис вынудит многие государственные программы свернуться, те же Даму, гранты, их будет становиться меньше. Соответственно стартовать будет тяжелее, но в любом случае стартовать можно.

Бывает, что start-up на кризисе зарабатывает. Даже если взять Америку в 20-тх годах, то можно увидеть, что за счет кризиса многие люди поднялись. Сейчас я не вижу проблем в поиске средств. Работает очень много программ, НАТР, акимат в каждом городе выдает очень много грантов. Много фондов, которые готовы финансировать идею. Главное ее подать, показать, что она действительно будет работать. В любом случае первоначальный старт потребует личных вложений. Для того, чтобы пойти к инвестору, нужно создать прототип. Если это интернет, то уже должен быть сайт. Если это производство, то должен быть первый экземпляр. В воздух никто вкладываться не будет.

Обычно командам не до кризиса. Есть идея, над которой надо каждый день работать. Если ты этого делать не будешь, то проект не будет двигаться. Мы с самого начала инвестировали свои средства, потом выиграли 10 тысяч долларов, и направили их на техническую доработку сайта, и опять свои личные сбережения. Вплоть до сентября 2014 года мы вкладывали личные сбережения, потом вышли на самоокупаемость.

Арман Сулейменов, основатель стартап-студии Zero to One Labs, создающей образовательные мобильные приложения:

Мне хочется верить, что у технологических стартапов есть некий иммунитет к происходящим в мире вещам. Цены на нефть, девальвация – это мир атомов, технологичные стартап – это мир битов. Хорошие компании должны рассчитывать на себя, не ожидая внешних инвестиций. Чем меньше вы нуждаетесь в инвестировании, тем более вы интересны для него. Больше будут развиваться те сферы, где не нужны большие внешние инвестиции, например интернет-сервисы, образовательные сервисы. Для создания интернет-продукта необходимо время, хорошая идея и компьютер.

Зачастую большинству программных продуктов нужно 2-3 года, чтобы начать зарабатывать, но эти 2-3 года нужно оплачивать счеты. Поэтому необходимо быстрее монетизировать то, что у них есть. Творчество не подвластно политическому кризису и работает на другой волне.

Я верю в рост стартапов вопреки кризису. Можно посмотреть на финансовый кризис 2008 года. Компания Airbnb была создана в 2007, а их стоимость сегодня составляет 20 миллиардов, что превышает стоимость многих гостиничных империй, которым уже несколько десятков лет. В марте 2000 года лопнул «.com» пузырь, многие интернет-компании без бизнес модели заслуженно разорились. PayPal же вышел на IPO в 2001 году, Google замечательно пережил этот период. Стартап должен всегда экономно относиться к ресурсам. Самый успешный бизнес не тратит денег зря, только на создание продуктов.

В Казахстане один из лучших источников инвестирования – гранты, конкурсы, так от вас не требуют доли в вашем бизнесе. Другой источник – это частные инвесторы, здесь уже не так все ясно, потому что большинство частных инвесторов - это люди, которые заработали в традиционном бизнесе. Скажем на строительстве цементного завода, где все очень предсказуемо. В технологических стартапах все не так предсказуемо, потому что вы делаете совершенно новый продукт. Есть риск, возможно, это новое и никому не нужно. Частные инвесторы в Казахстане менее рисковые, чем в США. Там они знают, что вложат в 100 проектов. Из них 1/3 - деньги на ветер, 1/3 - вернут все, что в них вложили, но не больше, и последняя часть будет немного прибыльной. И всего 1 из 100 проектов окупит весь фонд в сотню раз. У нас инвесторы чаще всего хотят очень большую долю компании, что совершенно невыгодно для предпринимателей, которым предстоит сделать 100% работы. Я очень плохо отношусь к привлечению своих и семейных инвестиций. Вы же не хотите, чтобы за новогодним столом речь заходила о чем-то, кроме праздника? Нельзя смешивать бизнес с семьей. Свои деньги вкладывать можно, если вы действительно верите в то, что вы делаете и у вас есть свободные средства.

Санжар Кеттебеков, исполнительный директор Фонда развития ИКТ:

Привлекательность областей для стартапов определяется спросом. Экономическая неопределенность – это один из стимуляторов появления новых бизнес-идей. Сейчас, как инновационный кластер Almaty Tech Garden, мы видим интерес во многих отраслях. Если их сгруппировать, то первые относятся к решению умной индустрии (энергосберегающие технологии, технологии оптимизации производственного процесса). Наукоемкие идеи, лаборатории, они могут быть связанны с добычей полезных ископаемых и с их переработкой. Второе, мы видим взрывной интерес к мобильным приложениям, это связано с технологической доступностью площадок. Здесь от остального мира мы ничем не отличаемся. В третьих, актуальна и сфера экологии. В четвертых, самый большой интерес сейчас наблюдается к электронной коммерции и e-media. Рынок электронной коммерции растет быстро, увеличивается на 30 процентов в год. Технологии отходят от простого создания сайтов, мы видим зачатки в правильном направлении, когда стартаперы думают о сервисах для другого бизнеса. B2B направление по электронной коммерции, это видно и в логистике, и в платежных инструментах, аналитики.

В кризис количество начинающих предпринимателей растет и для этого очень много объективных причин. В первую очередь бизнес начинает заботиться об оптимизации своих процессов, он отказывается платить рыночную стоимость нанимаемому персоналу или начинает сокращать. Это то время, когда люди, которые верят в свои силы, могут уйти и основать собственное дело. Из истории США видно, что кризисы 2000-х и 2008 годов породили большинство знаменитых на сегодняшний день стартапов.
Предприниматель, который не оптимизирует качество бизнеса для своих клиентов или не предоставляет какую-то вещь, которая будет дешевле или быстрее, столкнется с трудностями. Стартап, который правильно настроен на решение таких проблем, наоборот выиграет. Кризис заставляет покупателей думать, где бы что купить подешевле. Это хороший мотиватор, чтобы начать пользоваться каким-то дополнительным приложением, которое показывает где скидки.

Для стартапов очень важно фондирование, наличие денег в кризис, как правило, увеличивается. В этом можно убедиться и на примере западных проектов, и на наших. Деньги выходят из рынка ценных бумаг, где волатильность зашкаливает все параметры, их надо куда-то девать и выходят более рисковые инвестиции, например для startup проектов.

Любая компания должна смотреть на свою внутреннюю оптимизацию. Startup более чувствителен к кастам. Есть общее понимание Lean startup, как нужно развивать дело в кризис, то есть с минимальными издержками. Там в основном нужно аутсорсить как можно больше.

В кризис стоимость рабочей силы на рынке становится более доступной. Есть возможность получить качественную рабочую силу за неноминальную стоимость.

Не бывает бизнеса без личных вложений. Ища инвестора, необходимо иметь на руках работающий проект. В Казахстане найти инвестирование не проблема. И это отчасти – беда. Предприниматели воспринимают такие средства как бесплатные деньги. Они не являются таким драйвером, когда startup поднимает, скажем, венчурные капиталы или капитал от бизнес ангела, который вынужден защищать свои инвестиции, естественно он будет следить за этим стартапом. Избыток денег на рынке в виде грантов ни к чему хорошему не приводит. Бизнес ангелы хороший источник, у нас их довольно много и размах направлений большой. Вопрос всегда упирается в качество проекта и его понимания, как он будет работать на рынке. К сожалению, не у всех наших молодых предпринимателей есть четкое понимание стратегии продажи сервиса и правильного позиционирования. Это то, что сдерживает успешное развитие наших старапов.

Все дело в опыте. Разница между стартапом в Силиконовой долине и в Казахстане в том, в Силиконовой основатели имеют минимум 10 лет опыта работы в своей индустрии. Они четко понимают, что нужно сделать и делают это эффективно. Наши ребята обычно это выпускники университетов или еще студенты, опыта работы у них, как правило, нет.

Алмаз Кособаев, креативный директор brand-equity.kz. Работает над двумя стартапами i-work и A to B (art to business), которые сейчас на стадии поиска инвесторов и бизнес планирования:

Такие проекты как i-work привлекательны в кризис. Они будут популярны, потому что отвечают запросам широкого круга людей и помогают людям социализироваться, находить кружки по интересам. I-work позволяет достаточно быстро, разместив объявление, оказаться вовлеченным в эту систему. Чем бы человек не занимался, он сможет находить по 3-5 заказов в день. Будь он хоть электрик, плотник или учитель музыки.

Я думаю, что в кризисное время, когда цены на многие носители, интеллектуальные собственности и любые активы сильно падают, активизируются инвесторы. Они готовы вложить сравнительно небольшие деньги, чтобы со временем эффективно монетизировать свои вложения. В такое время проекты с хорошим, продуманным потенциалом, имеют шанс стать успешными.

Мне сложно сказать, на чем нужно экономить стартапам в кризис. Однозначно важно, чтобы банки и государство не на словах, а на деле поддерживали такого рода начинания.

Необходимо правильное сочетание личных и заемных средств. Я за то чтобы привлекать народные инвестиции, народное IPO. В период кризиса из-за повальных сокращений освобождается много грамотных специалистов, запросы и ожидания по заработным платам тоже могут пересматриваться ими. Они могут рассматривать предложения, где им придется затянуть пояса. Я за партнерские программы, даже если специалист вкладывает серьезные средства или готов помочь вам экономить, важно его поощрить завтра. Чтобы у него была возможность с гордостью называть себя совладельцем бизнеса, даже если он владеет 5-10 % акций компании.

Олжас Кундакбаев, генеральный директор Computel iT:

Сейчас у меня два стартапа icome - сайт и мобильное приложение по поиску сервиса и lookapp -поиск брендовой одежды, проекты нацелены на рынок стран СНГ. В обоих проектах интегрировали дисконтные карты, акции, ленту новостей. Сейчас сервисным компаниям для того, чтобы заявить о себе, надо платить за размещение деньги, а мы размещаем все бесплатно и предоставляем большой функционал для бизнеса. Отдельный мой проект Green Agrо по переработке мяса и молока на стадии документального оформления, проектирования цехов, поиска завода по переработке. Все проекты сейчас запускаются за счет моих личных инвестиций. Я заинтересован в поисках стратегического инвестора, который помог бы с организацией бизнес процессов, выхода на IPO.

В Казахстане кризис по большому счету в головах. Перспективные области: IT, переработка в сельском хозяйстве, хотя бы первичная или вторичная.

Кризис – это возможность. Когда экономика двигалась прямо, она уперлась куда-то, теперь нам надо повернуть направо. И те, кто не могут этого сделать, страдают. Если компания проявляет гибкость, предвидит все эти вещи, то она будет только развиваться. Все зависит от менеджмента в первую очередь. На рынке сейчас 250 миллионов человек, для него можно много интересного делать. В кризис упор лучше делать на людях, на кадрах, которые могут генерировать идеи и много работать. С людьми всегда можно договориться, объяснить ситуацию, например: что вот именно сейчас у нас тяжелое время, мы не можем платить бонусы. Руководитель должен уметь правильно оптимизировать расходы.

Обязательно стоит вкладывать только личные средства для начала, никто никогда просто так не даст денег. И нельзя продавать более 50 % бизнеса в первый год жизни компании. Основная проблема стартапов - это неправильное понимание правил рыночной экономики, поэтому выживают только 1-5 % идей.

Константин Горожанкин, директор общественного фонда iStartUp.kz:

Я не могу говорить за все области, потому что мы специализируемся именно на IT: платежные системы, интернет, e-commerce, мобильные технологии. Эта сфера будет привлекательна всегда. Мировая практика показывает, что IT-проекты при относительно небольших инвестициях могут вырастать в очень большие компании, стоящие миллиарды долларов. В Казахстане также можно развить агропромышленный проект, у нас большая территория, много пустых земель, людей не так много. Третье направление – недра, не знаю, впустят ли туда стартаперов. Но у нас в недрах очень много богатств. Компании, эксплуатирующие их, не достаточно хорошо относятся к этим богатствам, остается много различных остатков. Start-up по очистке или повторной обработке имеет все шансы стать конкурентоспособным. Но не все понимают эту сферу, она более технологичная.

Мы всех стартаперов делим на две категории, первая – это вчерашние студенты, которые выпускаются и сразу начинают работать. Вторые - более жизнеспособные и имеющие опыт – бывшие клерки, сотрудники больших и малых компаний, которые сидели на теплых должностях и все их устраивало. Но они понимали, что если сейчас не уйдут, завтра им будет 35 лет и они не решатся уйти с должностей. Я в свое время также уходил из банка. Был на неплохой позиции, у меня было свое структурное подразделение, чрезвычайно успешные проекты, хорошая зарплата и бонусы. Мне было 27 лет и я понимал, что если я сейчас не выпрыгну из корпоративного счастья, то после 30 мне уже будет сложно оторваться. Катализатором стал и кризис 2008 года. Я нашел идею, нишу и понял, что рынок e-commerce будет развиваться. Составил бизнес план и начал искать инвестиции. Пробовал обращаться в различные фонды, просто богатым людям, так называемым бизнес ангелам. У меня было имя и хороший круг влиятельных знакомств, но мне было крайне сложно получить деньги и сохранить за собой долю. Нужно было порядка трех миллионов долларов, я их не нашел в Казахстане, но нашел в США. По сути это были первые инвестиции в Казахстан, измеряемые в миллионах долларов не в недра, а в мозги, в IT. По крупицам подбирали команду, нам удалось запустить проект, который сейчас неплохо развивается и можно однозначно сказать помог Казахстану решить одну из проблем e-commerce - выстроить конкурентную платежную инфраструктуру. Но поняв насколько сложно привлечь в дело деньги, мы решили помочь казахстанским стартаперам — появился общественный фонд – iStartUp.kz – сообщество стартаперов, инвесторов и менторов.

Если говорить о кризисе, то он не влияет на стартаперов, только на инвесторов. В Казахстане вообще сложная ситуация, потому что у нас нет нормального рынка ценных бумаг, некуда вкладывать деньги. У нас люди вкладывают в недвижимость или собственный бизнес. Я вижу огромный потенциал, потому что однозначно обойти всех богатых людей нельзя. Когда появляется очень вкусный проект, им интересуются инвесторы. Например, в первом сезоне start-up школы мы занимались с ребятами из ticketon. После прохождения стартап-школы iStartupSchool и выступления на конференции для инвесторов InvestorDay, проектом заинтересовалось порядка 17 инвесторских групп. Денег в Казахстане гораздо больше, чем идей и грамотных команд.

Любой start-up в любое время должен экономить, можно работать без аренды дорогостоящего места, из дома, экономить на зарплатах. Можно периодически встречаться в кафе. Мы всегда рекомендуем реализовывать проект как можно быстрее, потому что инвесторы начинают верить в проект, когда они видят, что бизнес модель рабочая. Поэтому появилась у вас какая-то идея, вы лучше на коленках соберите первый сайт, запустите его, покажите первых клиентов, а после этого можно искать инвесторов. И делать красивый проработанный вглубь проект. Экономить надо на времени. Люди, которые 2-3 года занимаются своим проектом, выкидывают это время из своей жизни, если проект не успешен. Это самая дорогая инвестиция, дороже денег.

На первые шаги бизнеса дают средства друзья, семья и дураки, правило трех F (friends, family, fools). В это время в вас больше никто не поверит. А дальше бизнес ангелы, инвест-фонды и так далее.

Кризис для start-up - это всегда хорошо. В это время всегда плохо большим командам, у которых огромный штат, структура, где очень сложно изменяться. Маленьким коллективам в кризис гораздо легче. Плюс в кризис деньги начинают искать для себя новые пристанища и молодой потенциально большой e-commerce проект одна из самых лучших возможностей для этого.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики