• 8726
Уровень опасности становится выше, учитывая наличие мощного оружия

Майкл Р. Гордон, Марк Маззетти и С. Дж. Чиверс

Вашингтон — Первая явная демонстрация военного характера эскалации конфликта на Украине произошла в понедельник, за три дня до падения пассажирского самолета малайзийской авиакомпании.

Украинский транспортный самолет Ан-26 был сбит ракетой класса «земля-воздух» на высоте 21 000 футов (около 6 400 метров). И по мнению официальных лиц США и европейских стран в инциденте виноваты или украинские сепаратисты, связанные с Москвой, или возможно даже какое-то из российских военных подразделений.

За последние месяцы на Украине было сбито более 6 самолетов. Но последний случай был другим. До понедельника считалось, что воздушные судна — пролетающие на относительно низкой высоте в радиусе действия оружия, запускаемого с плеча — могут стать мишенью для обстрела с земли.

На этот раз впервые была использована ракета класса «земля-воздух» с большее широким радиусом действия. А это поднимает вопрос о том, получили ли ополченцы доступ к таким разрушительным возможностям, и какова роль России во всей этой ситуации.

В случае с малайзийским самолетом некоторые из групп ополченцев уже взяли на себя ответственность за нападение на самолет, упавший в понедельник. Но западные чиновники также рассматривают возможность того, что самолет был сбит российскими военными, пустившими ракету СА-11 со своей стороны границы с целью обеспечения поддержки сепаратистам.

Еще один американский чиновник, пожелавший остаться неизвестным (так как речь идет о секретной разведывательной информации), прокомментировал, что у российских военных имеется две ракетных батареи класса «земля-воздух», расположенных вблизи границы. Однако нет убедительных доказательств того, что из этих самых батарей стреляли по украинскому самолету, потерпевшему крушение в понедельник.

Обстрелам на этой неделе предшествовал ряд печальных событий, включая падение нескольких украинских правительственных вертолетов и самолета, используемого для контроля за соблюдением Договора по открытому небу, в рамках которого разрешается совершать невооруженные военные обзорные полеты над территорией стран-участниц. Все происшествия предписывали украинским сепаратистам, которые якобы собрали целый арсенал запускаемых с плеча зенитных установок с целью нейтрализации преимущества официальных украинских властей в воздухе.

В четверг представители киевских властей также объявили, что украинский штурмовик Су-25 был сбит во время воздушного боя с российским самолетом. Представители США заявили, что у них нет достаточно информации, чтобы наверняка утверждать, почему разбился самолет.

Несмотря на хаос в воздушном пространстве над Украиной, пассажирские самолеты продолжали летать в этом регионе. Только пространство над Крымом и окружающими водами была закрыто для полетов. Малайзийский самолет летел по обычному маршруту. Ведь международные организации по контролю за авиацией полагали, что гражданские самолеты летают вне опасности, так как летают на достаточно большой высоте. Воздушное судно летело на высоте 33 000 футов (около 10 060 метров) по маршруту, известному как Airway L980 и используемому коммерческими перевозчиками между Азией и северной Европой.

Эдвард Хант, ведущий аналитик издания «IHS Jane’s» (пишущего на военную тематику), уточнил, что в маршруте не было ничего необычного. «Есть много воздушных коридоров по всему миру, которые проходят над регионами с нестабильной обстановкой».

Кайла Эванс — представитель «Евроконтроля» (Европейской организации по контролю безопасности воздушного движения с головным офисом в Брюсселе) — подтвердила, что власти Украины закрыли коридоры для гражданских полетов ниже отметки в 32 000 футов (или 9 750 метров).

Несмотря на запрет полетов ниже определенной высоты, каждый день коридор Airway L980 использовался авиакомпаниями, а самолеты летали на допустимой высоте. Крупнейшие авиаперевозчики, включая «Malaysia Airlines» и «Air India», продолжали использовать этот коридор. Но когда начали появляться первые тревожные сообщения, многие авиакомпании начали планировать маршруты так, чтобы они не проходили над конфликтной зоной.

Как рассказал Майкл Робертсон, соучредитель «FlightRadar24» — предоставляющей услуги по отслеживанию полетов в режиме онлайн — каждый день до начала военных действий над восточной Украиной пролетало 300-400 коммерческих самолетов. Но за последние месяцы загруженность воздушных коридоров в этом районе уменьшилась по крайней мере наполовину.

«Некоторые авиакомпании предпочитают использовать другие маршруты», — подвел итог Робертсон.

Но даже после крушения транспортного самолета в понедельник, украинские власти не выпустили никаких уведомлений или нот для пилотов касательно закрытия воздушного пространства. А «Евроконтроль» и авиакомпании продолжали подтверждать маршруты над восточной Украиной.

По мнению Робертсона, было глупой идеей оставлять коридоры открытыми.

Тем временем Россия предприняла ряд шагов о предупреждении гражданской авиации о том, чтобы самолеты не летали над российской территорией возле восточной Украины, где как раз базируется несколько военных подразделений.

В российской ноте, выпущенной в среду, говорилось, что закрытие воздушных коридоров было необходимо «из-за военных действий на территории Украины около государственной границы с Российской Федерацией».

Меры по закрытию вступали в силу в полночь в среду — всего за несколько часов до того, как взлетел рейс MH17 компании «Malaysia Airlines». Запрет относился к российской территории и не охватывал украинскую, где как раз и разбился самолет. Тем не менее воздушное судно летело в сторону закрытой территории, и остается непонятным, почему авиакомпания и «Евроконтроль» разрешили использовать коридор, учитывая все имеющиеся предупреждения. США закрыли пространство для американских рейсов в четверг ночью.

Кеннет П. Куинн, ведущий консультант международной организации «Flight Safety Foundation», заявил, что хотя и была выпущена нота для пилотов о закрытии воздушного пространства, обстрел все равно «является чудовищным нарушением международного права и беспрецедентной атакой на международную гражданскую авиацию, потому что существуют определенные протоколы, согласно которым нужно дать предупреждение или предостережение перед обстрелом или использованием оружия класса земля-воздух или воздух- воздух».

Эванс из «Евроконтроля» утверждает, что после крушения воздушное пространство над восточной Украиной, известное как Днепропетровский район полетной информации, было закрыто до последующего извещения.

Теперь «Евроконтроль» отклоняет любые планы полетов, если они предполагают маршрут над регионом.

Хант также заметил, что многие из противовоздушных установок, используемых ополченцами, имеют ограниченный радиус действия. А у украинских и российских войск, имеющих системы противовоздушной обороны с более дальним радиусом действия, существуют такие протоколы, цель которых сократить вероятность их использования против гражданских целей.

Он также сказал, что украинский военный транспортный самолет который упал в понедельник, несомненно отличается от боинга компании «Malaysia Airlines». И опытная команда воздушной обороны вряд ли бы смогла перепутать его с другим видом воздушного судна.

New York Times News Service

Свежее из этой рубрики