Vласть объясняет: что значит построить НПЗ?

Маргарита Бочарова, Vласть

Нефтеперерабатывающие заводы - больная тема не только для экспертов, но и для чиновников. Последние с завидной регулярностью уточняют сроки модернизации действующих в Казахстане НПЗ и повторяют, что еще одного завода в стране пока не будет. Vласть выясняет, сложно ли построить НПЗ, и что для этого нужно.

Прежде чем приступить к строительству нефтеперерабатывающего завода правительство страны и инвесторы должно четко определиться с целями создания такого предприятия. Именно они во многом будут обусловливать специфику технологической составляющей будущего завода. На этом этапе необходимо сделать, как минимум, три вещи: выбрать вариант переработки нефти (топливный, топливно-нефтехимический или топливно-масляный), обозначить планируемые объемы переработки сырья и, наконец, определить глубину его переработки (конечный выход нефтепродукта в расчетах на нефть). Кроме этого, обязательной частью подготовительного этапа также является проведение инвестиционного анализа финансовой составляющей будущего завода.

Если власти Казахстана все же примут стратегическое решение о строительстве четвертого НПЗ, первое, чем они озаботятся, будет поиск подходящего места. Выбор участка сопряжен с множеством нюансов. Во-первых, необходимо определить, вблизи чего строить НПЗ - мест добычи нефти или мест потребления готовых нефтепродуктов. Технико-экономические расчеты советских времен показали, что первый вариант предпочтительнее: транспортировка нефти обходится дешевле, чем перевозка нефтепродуктов.

Во-вторых, при выборе места для строительства НПЗ должна быть также учтена возможность обеспечения его водой, электроэнергией, транспортной инфраструктурой и, разумеется, рабочей силой. В-третьих, проектировка завода должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями нормативной документации, в которой, например, четко прописано, каким должно быть расстояние от завода до ближайших жилых домов, водоема или другого предприятия, не входящего в состав НПЗ.

После того, как вся разрешительная документация на строительство НПЗ получена, проектная организация приступает к своей части работы - разработке проекта завода. Проектирование такого предприятия должно сопровождаться тщательной конструкторской проработкой, ведь нефтеперерабатывающий завод - это сложнейший комплекс сооружений, оснащенный различными инженерными системами. Для того чтобы начать работу над проектом, у специалистов на руках должны быть план земельного участка, инженерно-геодезический отчет с топографическим планом участка, технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, отчет инженерно-геологических изысканий площадки под строительство и даже справка о фоновых концентрациях вредных веществ в районе строительства.

Проектная документация представляет собой довольно внушительный объем чертежей и описаний. Достаточно сказать, что при строительстве мини-НПЗ объем полноценного пакета документов состоит из более 1000 графических материалов и около десятка томов описательной части. Проектировщики продумывают архитектурно-строительное решение, план локализации аварийных ситуаций, просчитывают оценку воздействия на окружающую среду, буквально прорисовывают технологию производства, освещение, вентиляцию, водоснабжение и т.д. После того, как проект готов, он отправляется на государственную экспертизу.

Когда все замечания государственных инспекторов будут учтены проектировщиками, а проект доработан, на выбранной под строительство площадке начинаются строительно-монтажные работы и организация пусконаладочных работ. Во время строительства должны быть созданы все необходимые условия для реализации обязательных этапов нефтепереработки. В общем виде, процесс нефтепереработки состоит из пяти стадий: подготовка сырья, первичная переработка (перегонка), вторичная переработка (крекинг), гидроочистка, формирование готовой продукции.

Работу заводу необходимо наладить таким образом, чтобы сначала нефть проходила процедуру очистки от солей и других примесей, снижающих качество продуктов переработки, затем из нефти последовательно выделяются различные фракции (с ростом температуры). Продукты первичной нефтеперегонки вновь подвергаются каталитическому расщеплению, чтобы на выходе получить еще больше бензиновых фракций и сырья для бензола, толуола и др. Все полученные фракции подвергаются очистке от сернистых, азотсодержащих, смолистых соединений и кислорода на гидрирующих катализаторах. В завершении все полученные компоненты смешивают для получения готовой продукции нужного состава.

Каждый из перечисленных производственных процессов требует собственных условий, применения определенных технологий и оборудования, что, разумеется, должно учитываться при строительстве. Когда пусконаладочные работы завершены, нефтеперерабатывающий завод готов к сдаче в эксплуатацию. Строительство современного НПЗ, по экспертным оценкам, может обойтись государству в общей сложности в 4 млрд. долларов США, при этом новый завод может быть построен всего за четыре года (даже с учетом года подготовки).

Пока правительство Казахстана убеждено, что поэтапное увеличение перерабатывающих мощностей Шымкентского НПЗ избавит государство от необходимости строительства нового завода. Такой выход из ситуации, по данным властей, имеет целый ряд преимуществ - Шымкентский НПЗ располагается в самом густонаселенном районе республики и довольно близок к центрально-азиатским государствам, которые собственно и являются единственным потенциальным импортером казахстанских нефтепродуктов.

Итак, демографический фактор стал решающим при отказе от идеи строительства четвертого НПЗ в Казахстане. Однако совсем не рост народонаселения сейчас занимает умы государственных мужей из министерства энергетики. Через какие-нибудь 10 лет ребром встанет вопрос о том, чем загружать имеющиеся заводы, а здесь, очевидно, строительство еще одного НПЗ ситуацию не спасет. Выходом из ситуации станет только открытие новых нефтяных месторождений. К слову, не так давно бывший председатель правления АО НК «КазМунайГаз», а ныне сенатор Ляззат Киинов заявил, что правительству необходимо предусмотреть в бюджете от 1,5 до 2 млрд тенге на 2015 год на поисково-разведочные работы запасов минеральных ресурсов.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики