Ольга Ходорева, специально для Vласти

До  пенсии мне осталось 36 лет и 2 недели. Это если я в 2050 году буду жить в Казахстане, и пенсионный возраст не увеличат в соответствии с мировой тенденцией. Сейчас меня  конверты из пенсионного фонда беспокоят не особо.

Подумаешь, показывает отрицательную доходность… Вот в России вообще накопительную часть пенсий всего народа «заморозили». Сначала за 2014 год, а потом и за 2015. Еще и слово интересное подобрали – вроде и по новостям сказали во всеуслышание, да не все поняли, что часть их пенсий просто конфисковали. Крым теперь их.

А вот для моей мамы тема пенсии последние два года – больной вопрос. Ей до выхода на заслуженный отдых осталось чуть менее 2,5 лет. Она очень переживала, когда поднялась волна с «потому что, потому что». Оказалось, зря: женщины до 1960 года рождения выходят на пенсию «вовремя», а те, кто младше, с небольшой задержкой на полгода-год-полтора...

Но тут вскрылся другой момент. Мама давно знает, что для хорошей пенсии нужно «показать» пенсионные отчисления с хорошей зарплаты за последние три года. И загвоздка была вовсе не в размере зарплаты и размере пенсионных отчислений, как случается у многих. Я знаю немало случаев, когда владельцы компаний фиктивно устраивают к себе на работу своих родителей и родственников предпенсионного возраста, чтобы у них шли достойные отчисления.

Загвоздка была в том, что мамин работодатель на фоне переоформления ТОО перестал отчислять деньги в пенсионный фонд. И именно в то время, когда у мамы вот-вот истекут нужные ей три года. Выяснилось это случайно. Родственница маминой подчиненной работает в ЦОНе, и та попросила ее «пробить», сколько там на счету. А там ничего. Ни у сотрудницы, ни у других работников этой компании.

Мама про случившееся ни сном, ни духом – о состоянии своего пенсионного счета узнавала раз в год из письма, даже не думала, что проверять надо. На мой вопрос, как такое вообще возможно, ответила: «Сейчас идет мораторий на проверки МСБ. Вот и пользуются этим».

Пошли они разбираться с вышестоящим начальством. Обещания перечислить деньги длились несколько месяцев. Причем, обещали не всем, а только избранным: моей маме (ведь у всех есть отцы-матери предпенсионного-пенсионного возраста) и одному мужчине (ему кредит не давали из-за пробела в отчислениях). В итоге все же средства перечислили. Всем сотрудникам. С этого момента в наш дом пришел покой: говорю совершенно серьезно, потребление успокоительных снизилось в разы.

А на десерт – история одной пожилой семейной пары. На двоих у них пенсия – около 100 тысяч тенге. Оба всю жизнь работали, только ей государство начисляет 30 тысяч тенге, а ему – 70 тысяч тенге. И дело не в большей выслуге лет или иных достижениях. Она не смогла собрать документы, подтверждающие стаж работы, и ей начислили по «минималке». Ему тоже светило чуть больше минимального – долгое время был самозанятым, отчислений не делал. Но он подсуетился, подарок кому надо подарил, и теперь считается почти обеспеченным пенсионером.

Женщина жалуется на свою пенсию и государство и говорит, что честь и совесть важнее. А он про честь и совесть молчит, но пенсией доволен... Какой путь правильнее? Ответить сложно. Но за отчислениями лучше следить. Это пока все, что я могу сделать за 36 лет и 2 недели до выхода на пенсию. Если, конечно, планку пенсионного возраста не поднимут...

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые