Безадресное письмо

Ермек Турсунов, режиссер, специально для Vласти

Если бы существовал прибор, которым можно было бы измерить уровень озлобленности людей и их безразличия, то, думаю, нынче бы он показал безрадостную картину. Потому, вроде как, и не имеет смысла писать. А – кому? Адресат, что называется, пребывает в состоянии сильного психического расстройства. Ну, остались, наверное, несколько человек, которым еще не все равно. Остальным…

Остальным не то чтобы по барабану. Остальные, скорее всего, просто устали. От своего бессилия. Ощущения безысходности. Да и просто от того, что от них ничего не зависит.

В чем корень? Думаю – в невежестве.

Есть такое состояние, которое наступает после приступа ярости. Или гнева. Опять же – бессильного. Потому что, по большому счету, изменить что-либо вроде как невозможно.

Ну, действительно, как играть, если правила меняются по ходу игры? Да и судьи куплены. И поляна – чужая. И жандармы – по кругу выставлены. Потому и мало их – желающих играть дальше. Словом, нет команды. Деморализованы. А потому – слабы. А слабость их – в их подавленности и разрозненности.

Зато в этом сила власти. В одиночестве несогласных. Да, именно так. Их сила в бессилии оппонентов, а не в том, что они сами по себе могущественны и непобедимы. Им просто не с кем соперничать. Оттого они столь бесцеремонны и бесстыдно лживы. Поэтому апелляции к так называемому народу – бессмысленны. Все равно что кричать в пропасть. В никуда. Нет его – народа. Понятие есть, а предмета, как такового, нет. Есть статистика. И она говорит: «В Казахстане проживает семнадцать с половиной миллионов человек». Это просто цифра. Больше – ничего.

А чем отличается человек, гражданин, от статистической единицы? Умением мыслить. Желанием постоянно учиться. И не отчаиваться. И не копить в себе злобу, захлебываясь в собственной желчи. Поэтому я и пытаюсь достучаться. Может, кому и пригодится.

Помнится, был у нас в школе штатный второгодник. Здоровый такой детина-переросток. К нему все давно привыкли и относились как к школьной достопримечательности. Я уж не помню, по сколько лет он проводил в каждом классе, но учителям приходилось усаживать его за последнюю парту: могучая спина его заслоняла полдоски.

На уроках он страшно томился в ожидании звонка. На переменах с садистским удовольствием шмонал одноклассников. Вытряхивал мелочь из карманов. Некоторые набивались ему в «друзья». Получалась привычная комбинация: Шерхан и пара шакалов-прислужников. Вели они себя вызывающе и чувствовали себя хозяевами жизни. И мало кто пытался им перечить. Себе дороже. Накостыляют еще после уроков. Легче отдать полтинник и отвязаться. Наверное, в каждой школе была такая «банда».

Чем закончилась история этого разбойника? Да ничем. Спился и помер. Мало кто нынче помнит о нем.

Еще один пример от моего мастера ВалерСеменыча Фрида. Он отбарабанил двенадцать лет по известной «пятьдесят восьмой»...

Когда в конце 30-х московскую интеллигенцию пачками ссылали на север, то перед отправкой в лагеря их сортировали: выгоняли на площадь Бутырской тюрьмы и дальше уже распределяли по эшелонам.

Когда дело о покушении на Верховного Главнокомандующего было закончено, ВалерСеменычу, как одному из «участников террористической группы», зачитали приговор. Кинодраматург Фрид собрал в камере свой узелок, и вертухаи повели его длинными коридорами на воздух. Там, на Бутырской площади, бывшим университетским профессорам и худосочным литераторам впервые пришлось столкнуться с блатными, то есть, с настоящими уголовниками. Все это делалось, конечно, с ведома тюремной администрации, поэтому вели себя блатные весьма показательно: потрошили сумки и чемоданы, отбирали понравившиеся вещи, и никто даже не вякнул, никто не посмел дать отпор. Хотя на всю площадь, на которой сидели несколько сот арестантов, их было-то всего пять человек. Казалось бы, ну что такое – пятеро против сотен…

ВалерСеменыч вначале удивился, а потом понял. Сила блатных – в разрозненности фраеров. И они этим умело пользовались. По одному тяжко добывать на пропитание. А так, небольшой шакальей стаей… Но на то она и стая.

Потом – лагерь. А в лагере – дилемма. Или шлюмкать лагерную баланду и вместе со всеми валить лес или же наняться к Хозяину и «стучать». «Ссучиться» что называется. Согласитесь, выбор невелик. А на кону – жизнь. По сравнению с этим наше с вами существование просто мед. Хотя…

Я не знаю, что должно произойти, чтобы люди, населяющие эту богатую разными ископаемыми землю, осознали себя людьми. Людьми, а не стадом. Как им объяснить? Какие слова подобрать, чтобы дать понять: нельзя быть жвачным животным. Недостойно уж коли родился человеком.

А что надо делать, действительно?

Ну, во-первых, не надо отчаиваться. Уныние – грех. Впрочем, как и гнев.

Во-вторых: как это не банально звучит – надо читать. И читать правильные книги. Выбрось ты всю эту макулатуру. Все эти «бестселлеры» и «хиты сезона». Настоящая литература не нуждается в раскрутке, и она не бывает модной. Ей не нужна популярность. Настоящие литераторы писали кровью, а не чернилами.

Дальше: выключи телевизор. Войну у телевизора ты не выиграешь. Так что просто возьми и выключи. Ну, хотя бы, на день. На два. Глядишь, войдет в привычку. Поверь, есть вещи намного интересней и полезнее, чем депрессивные откровения Масимова про валютный коридор.

Надо смотреть правильные картины, а не эту бесконечную муть. Сериалы – враг. Особенно наши. Отечественные. Хуже только шоу-бизнес. Опять же – наш. Хуже только обстановка в приемной психиатрической больницы на Каблукова.

Ни в коем случае не смотри киноэпопею про «Небо» и про «Звезды». Даже если строем погонят в кинотеатры. А они – погонят. У них – план. А ты – не ходи. Потому что нет там никакого кино. Это так – блажь. Экранизация внутренних комплексов за твой счет.

И еще: надо научиться слушать правильную музыку, а не эту агрессивную пошлятину, что беснуется там же – в телевизоре. Дерьмо, как заметил один известный философ, имеет свойство скапливаться в одном месте – в нужнике. Зачем тебе копаться в этом? Там уже и лиц-то не осталось. Одинаково – что спереди, что сзади.

Словом, надо учиться быть и оставаться человеком. А этому, кстати, можно учиться всю жизнь. И помни: важен не объем информации, а качество знаний. Ты можешь быть в курсе много чего, при этом, не зная самого нужного. А мозг требует постоянной работы. Как и вкус. В итоге, включенный мозг и тонкий вкус поможет тебе ориентироваться по жизни, а не блуждать. Не шарахаться и не паниковать. Быть активным участником процесса, а не наблюдателем или не дай бог – подопытным. А-то получится как у Раневской. Она как-то высказалась о смысле своей жизни со свойственной ей прямотой: «Я играю роль яиц. То есть – участвую, но не вхожу».

Борьба с собственным невежеством, (читай – агрессивностью и состоянием беспомощности), поможет тебе понять, что культура – это не «красиво одеваться» и «не харкать на тротуар», и не вилка в правой, а нож – в левой. Культура – это умение отличать настоящее от фальши. Подлинник от копии. Правду от лжи. Ведь что такое в сути своей – глобализация? Это – война культур. И здесь у нас нет побед.

Ну, так, воюй в одиночку. Со своим невежеством. Я не могу предложить тебе другую страну. В наличии только – эта. И если она не меняется, попробуй измениться сам или изменить свое к ней отношение. Это не значит, что тебе следует перестать ее любить. Матерей не выбирают. Просто она привыкла жить в своем старом доме и не хочет ничего менять в обстановке. Потерпи. Дай ей возможность пожить в мире своих иллюзий. Когда-нибудь она уйдет, и ты останешься хозяином дома.

Синто говорит: «Жизнь – это испытание. Будешь мягким – сомнут. Будешь жестким – сломают. Будь водой. Холодных – утопишь. Горячих – потушишь».

Быть водой, это значит – быть гармоничным. А если ты так и будешь пялиться в ящик, слушать всю эту лабуду, листать макулатуру и сидеть часами в интеренете, у тебя отберут все. Выпотрошат до последнего. И не просто деньги, карьеру или свободу, а именно – все. Достоинство. Честь. Совесть. Самоуважение. Остатки мозга…

А главное – у тебя отберут Будущее. Потому что вот такое у тебя сейчас настоящее. И ты сидишь посреди своего настоящего и считаешь волоски на лысине: барин снова оттаскал за чуб.

И поэтому ты – злой. Вернее, озлобленный. На сторожа. На конюха. На водителя трамвая. На продавца. На коллег. На соседа. На сына. На дочку. На отца. На прохожего. На собаку. На весь мир вокруг…

Но на самом-то деле ты зол, прежде всего, на самого себя. А признаться себе в этом – слабо. И ты не знаешь, куда девать свою злобу. На ком выместить.

На себе, опять же, не с руки. Так что лучше на ком-то другом. Хоть на ком. Поэтому полны злобы и отчаяния улицы, магазины и офисы, автобусы и остановки. Они заполнены такими же, как ты. У них гадко внутри и потому они гадят вовне. Заполняют нечистотами социальные сети. Там можно безнаказанно и весьма храбро выразиться по любой теме, спрятав истинное свое лицо за безликим ником. Это как плюнуть ночью с балкона вниз…

Я понимаю: в тебе нынче кипит обида. Какой позор, думаешь ты! Какой стыд! И какая досада, что я живу посреди этого недоразумения, называемого независимой страной. В чем ее независимость? Если она зависит от любого инфляционного сквозняка, стоит только в Кремле или в Белом доме открыть на секунду форточку?!

Да. Здесь ты, пожалуй, прав. С этим трудно спорить.

Ведь было же! Было! В девяносто первом… Несколько лет эйфории. Настоящей свободы. Повезло! Свалилась сама! Упала в руки! Нате! Вы же хотели? Берите! Вот вам! За все страдания. За все неудачи и ошибки в прошлом! Свобода! Сколько хотите. Берите и стройте свое будущее!

Нет. Страшно. Не привыкли. Лучше будку, поводок и намордник. Как обычно. И снова – по кругу.

Увы. Так было всегда. И так было – с толпой. Но ты ведь – не толпа.

Ты знаешь, люди как никто другой поддаются дрессировке. Людей легко научить ходить строем. Людям даже нравится быть в марширующей колонне, где все как один, в едином порыве... И кричать «Ура!» И превозносить. И чтобы курс жизни совпадал с курсом партии. А потом эта партия будет играть с этим курсом как будет выгодно ей.

Что же делать?

Я уже сказал. Не надо быть статистом. От того, чем ты наполняешь свое сердце, зависит качество твой жизни.

Не нужно следовать за массами. Не ходи за ними. Не поддавайся общему психозу. А-то заразишься и такая, знаешь, досада, такая тоска накатит от ощущения никчемности и бессилия. И это мерзкое чувство, будто сидишь посреди площади со своим ничтожным барахлом и в ужасе ждешь, что вот-вот нагрянут конвоиры и выпустят своих «санитаров леса». И те устроят шмон. И ты ничего не сможешь сделать. И отдашь часть своих вещей, а в лагерь отправишься в скотовозе вместе со всеми остальными, такими же жвачными...

Да отдай ты им полтинник и забудь! Откупись и живи дальше. В конце концов, это всего лишь деньги. Да и вообще, радуйся, что берут деньгами. Пока. Вон, смотри как Машкевич радуется. И благодарит. Уж он-то знает, что к чему.

Я понимаю: «во времена всеобщей лжи говорить правду – это экстремизм». Тем более, если все уже свыклись с этой ложью, и на всех площадках страны одна и та же песня. Следовательно, эта ложь уже живет в истории и давно стала правдой. Но ты ведь пока еще не безумен. Пусть ты и в меньшинстве. Пусть даже – в единственном числе. Историю делают одиночки и редко, когда правда толпы совпадала с правдой индивида. Потому что индивид – Личность. Как правило – бунтарь. Однако твой внутренний бунт должен быть подкреплен прочной базой знаний и правдой выстраданных аргументов. Ты должен научиться инакомыслию, поскольку «инакомыслие – это и есть высшая форма патриотизма» (Джеферсон).

Просто мы привыкли жить скопом, а в основе американского патриотизма лежит свободолюбивый индивидуализм. Это такая здравая форма эгоизма.

У Платона есть высказывание: «Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев». Я бы внес сюда маленькую ремарку: государство – не враг. Просто наше государство постепенно приняло форму коммунизма первобытного племени, где все жизненно важные вопросы единолично решает вождь. Примитивно? Да. Но зато работает. А посему суть государства неизменна. На этот счет есть у нас замечательная поговорка: «Қасқырдың аузы жесе де қан, жемесе де қан». Другими словами: волк во многом похож на собаку, но это, по большому счету, ничего не значит. Следовательно, государство, по большому счету, ничего тебе не должно. И вообще, никто никому ничего не должен. Забудь слово "должен". Выбрось его из своего лексикона. Иначе действительно увязнешь в долгах.

Что касается меня, то я – не политик. И поэтому могу позволить себе такую роскошь как говорить то, что я на самом деле думаю, а не имею в виду. Кому-то может показаться, что я слишком тут умничаю. Читаю нотации. Боже упаси.

Возможно, я надоел всем своими призывами к просвещению. Но я ведь и не навязываю никому своего мнения. Я всего лишь пытаюсь своими словами пересказать то, о чем говорили мудрые. А они говорили: «Смотри вперёд с надеждой. Назад с благодарностью. Вверх с верой. А по сторонам с любовью».

Кинорежиссер, сценарист, писатель.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые