Пара слов о женщинах

Мади Мамбетов, специально для Vласти, фотография автора

Чистил недавно фотографии на телефоне, и наткнулся на одну, летом снятую. Месяца два назад, где-то на Абылай хана – в самом центре города. Прям вздрогнул. Вспомнил, как долго смотрел на этот билборд в немом изумлении. На нем известный казахстанский актер держит розу и красуется следующий призыв: «Сыграй свою главную роль достойно: будь здоровой мамой и красивой женой…». Заказчик билборда, судя по всему, общественный фонд «Здоровая Азия». Это так, присказка, мы пока от этого рекламного щита отвлечемся.

Вспомнилась еще серия бесед с моими подругами и знакомыми, случившаяся в начале лета. Беседовали на темы сексизма, гендерного равноправия и дискриминации женщин. Собеседницы мои – умные, талантливые, красивые молодые женщины, - по большому счету, проблемы не видели. Ну, да, есть такая штука, как объективация (конкретно в данном случае, восприятие женщины мужчиной исключительно в виде сексуального объекта, а не человека) – но мы такого в своем опыте личном не припомним. Меньше платят? Меньше считаются? Наверное, где-то это есть, но не в Алма-Ате, не в нашем кругу. И вообще, тебе-то что? Ты же не женщина.

Ну да, я не женщина. И чисто эгоистически скажу, что очень этому факту рад.

Вспоминаются мне дни моей работы в одном издательском доме, когда я вышел из кабинета генерального директора (умнейшей, высокопрофессиональной женщины), довольно потирая руки. В курилке поделился с коллегой, главным редактором женского журнала, своими хорошими новостями: в третий раз за полтора года добился повышения зарплат своим сотрудникам. Коллега, старше меня лет на десять, светило глянцевой журналистики, удивленно подняла брови: ее коллективу не поднимали зарплат уже два года. Я тогда от нее услышал поразившую меня фразу: «Это потому, что ты мужчина». Я отмахнулся – причем тут это? А спустя годы подумал, что что-то в ее словах есть.

Мужчине в разы проще в Казахстане. Вообще в мире. Нам платят больше, с нами больше считаются, нам не отпускают скабрезных комплиментов – и все только по факту наличия первичных половых признаков (в большинстве случаев в профессиональной деятельности вообще не участвующих). И делают это, кстати, чаще всего женщины.

Я работал в ряде изданий, где моими непосредственными руководителями являлись женщины – и надо сказать, ко мне шефини всегда относились лучше, чем к коллегам женского пола.

Надо мной смеялись коллеги, называя «фаворитом» — но надо сказать, никогда за свое доброе отношение мои главные редакторы или издатели не пытались ущипнуть меня за зад.

В моем окружении немало подруг уехало вслед за своими мужьями в Астану или в областные центры Казахстана – даже при том, что они в Алматы занимали более важные позиции, наслаждались более значимым социальным статусом и зарабатывали больше денег. Ни одного парня из числа моих друзей вслед за женой никуда не уехало. Почему это так? Традиция, воспитание, инерция мышления.

Странно видеть, как в стране за четверть века независимости не возникло ни одной по-настоящему влиятельной организации, занимающейся правами женщин. Ни одной феминистской организации, к которой бы прислушивались. Мало того, само слово «феминизм» у нас приобрело какой-то странный оттенок, его стыдятся, что ли. Многие мои знакомые в том же фэйсбуке начинают посты, в которых хотят пожаловаться на произвол мужчин или тяжкую женскую долю в профессии, со слов «Я не феминистка, но…». А почему, собственно, не феминистка? Что в этом плохого?

Мне подруги намекают, что в наши дни феминизм уже несколько устарел, что настаивать на женском равноправии сейчас – это словно добиваться каких-то особых прав и привилегий, — в конце концов, перед законами РК мы ведь все равны? А я думаю, что к идеальному миру гендерного равноправия мы не можем прийти просто так, в силу вещей, проскочив важный этап, при котором женщины отстаивают свои права, борются за свое место под солнцем. А мы этот этап не проходили.

У нас все как-то обыденно и уныло, при оказии, повторяют замыленные слова про то, что в Казахстане патриархальное консервативное общество… И? И что? «Патриархальное консервативное» – да, да, да, но что дальше? Что-то происходит? Что-то кем-то делается, чтобы эта ситуация менялась?

Беда в том, что ситуация остается неизменной уже не только и сколько по причине мужского диктата в обществе – как сейчас много талантливых, активных и умелых женщин на бездарных совершенно мужиков! – сколько по причине пассивности и встроенности в эту порочную систему самих женщин. Давно, давно уже могли бы представительницы прекрасного пола переломить ситуацию в свою пользу – не в домостроевские времена живем, не в блаженные времена празднующего юбилей ханства, - да только не хотят. Или не могут.

Моя современница – это женщина во всех отношениях не уступающая своей условной американской или европейской товарке. Она умна, красива, одарена, ответственна и образована. Но ей категорически не хватает осознания своей социальной позиции женщины, даже элементарного осознания того, что она, как и все ее сестры, дочери, матери и подруги, - является частью одного огромного ежедневно дискриминируемого сообщества.

Возвращаясь к началу, к моим летним беседам с подругами – одна как-то недавно написала мне письмо. «А ты в чем-то был прав, - пишет. - Переписываюсь я с одним мужчиной по работе – надо мне вопрос срочно решить важный. А он у меня интересуется, не замужем ли я? И я тогда задумалась: какого черта? А какое отношение это имеет к делу? – сухо ему отвечаю. Да так, пишет мне он, думал, может сходим в кино, или поужинаем. Я сообщила, что не заинтересована, и он перестал мне отвечать. Чувствую, не решить мне с ним мой вопрос! И я подумала – а ведь не в первый раз такое…».

И к билборду теперь вернемся – я вспомнил, как кто-то в блогах возмущался по поводу всей этой рекламной кампании. И я, глядя на эту фотографию, возмущение это всецело разделяю. Ну послушайте, кто-то с огромного рекламного щита в центре города говорит казахстанке, что ее главная роль — «здоровой мамы и красивой жены»! Здоровая мама! Так селекционеры животных отзываются о самке, гарантирующей крепкое потомство. Красивая жена – ну это уже объективация чистой воды.

А самое трагичное во всем этом, что посвящены эти плакаты благороднейшей цели – побудить казахстанских женщин чаще проверяться у специалистов для профилактики и ранней диагностики онкозаболеваний. И заказывавший эти билборды общественный фонд возглавляет умнейшая и самоотверженная женщина. Женщина!

Казахстану срочно нужна сильная, влиятельная и активная феминистическая организация. Надо что-то менять.

Журналист, публицист, постоянный колумнист Власти

Свежее из этой рубрики