Навести порядок: компания-владелец объясняет, зачем сносить здание на Желтоксан, 115

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фото автора и Жанары Каримовой

В пятницу в одном из бизнес-центров компании Bay Shatyr Group представители девелопера встретились с общественностью и презентовали проекта здания, которое намерены построить на месте нынешнего комплекса на улице Желтоксан, 115 в Алматы.

Руководитель проекта строительства нового здания Андрей Калмыков и юрист компании Bay Shatyr Group Анар Алдыбергеновой старались объяснить общественности, воспротивившейся сносу здания, почему это нужно сделать.

Встречу Андрей Калмыков начал со слов о том, в каком красивом городе живут алматинцы. «Я хочу сказать, что Алматы замечательный город…», – сказал Калмыков.

Из зала кто-то сказал «спасибо», а кто-то мрачно закончил фразу - «был».

Калмыков продолжил: «Я знаю, что в каждом городе, в том числе и в Алматы есть исторический центр. Я коренной питерец, я искренне знаю и понимаю, что исторический центр дорог вам, как жителям города. Это абсолютная правда. И я четко понимаю, что вы имеете право высказать голос общественности. Я хочу для Алматы предложить и озвучить хорошую программу, которая называется «Город сад».

Главная суть этой программы заключается в том, чтобы освобождать город, и в особенности его центр, от «увядших цветов», на месте которых следует высаживать новые и цветущие: «Центр города – это сад. Вы, как женщины, понимаете, что красивые цветы правильно в своем саду оставить, а увядшие заменить другими красивыми. Вот вы, женщины, наведите в нем порядок».

Свое лирическое отступление руководитель проекта назвал «восточным началом», после чего перешел непосредственно к презентации проекта сооружения. На первой картинке журналистам и общественникам было показано здание в квадрате улиц Чайковского – Богенбай батыра – Желтоксан – Толе би. Именно там находится комплекс из двух зданий – административного и общежития, вокруг которых развернулись баталии последних недель.

«Да, действительно эти здания были построены в Советском Союзе, несли функцию Госплана. Архитектурно они все разнородны - это факт. Самым ярким фасадом является фасад на Желтоксан, 115, архитектурно он гармоничный», - заметил Калмыков.

Негодование общественников вызвал не самый удачный ракурс съемки, который скрывает тот самый яркий фасад. Калмыков в ответ посоветовал им обойти здание вокруг и посмотреть.

Затем подрядчики показали видеозапись, на которой запечатлены помещения внутри здания, залитые водой. По его словам – это последствия протекания крыши, которая, находясь в аварийном состоянии, грозит зданию коротким замыканием: «Мы открыли во всех помещениях окна, с тем, чтобы проветривать этот потоп. Мы знаем, что там существует опасность для жителей Алматы. Поэтому там управляющая компания прекратила деятельность. У нас там забивается канализация, дорогие мои».

Далее он зачитал ответ управление архитектуры на запрос от 2014 года, в котором написано, что «административное здание по адресу: ул. Желтоксан, 115 не включено в перечень памятников истории и архитектуры, которые охраняются государством» и «…находится на территории, где размещается инвестиционный проект под комплексную жилую застройку и общественно-административную застройку, со сносом всех существующих строений».

Таким образом, по мнению застройщиков, сносу существующего здания ничто не препятствует. Новый проект подрядчики считают более экономичным, с применением «зеленой архитектуры», предназначенным для серьезного финансового сектора.

Переходя непосредственно к демонстрации проекта, Андрей Калмыков показал собравшимся, культовые сооружения исторического центра, с одной ошибкой – здание филармонии имени Жамбыла было подписано Государственной консерваторией.

Калмыков также упомянул, что проект разрабатывался при участии молодых алматинских архитекторов, а затем, наконец, презентовал его: «Архитектурный облик на самом деле очень похож (на здания в историческом центре города – V)…»

«На утюг похож», – перебив, нетерпеливо выкрикнули из зала.

Подрядчики отнесли здание к «классическому сталинскому ампиру». Таких много в России – Москве и в Санкт Петербурге. Однако алматинцы ответили, что им в первую очередь нужен свой стиль:

«Мы ратуем за то, чтобы у нас был свой стиль, алматинский, – сказала защитница дома, музыкант Дана Мейрбекова, – завтра нам некуда будет вешать мемориальные доски, в каждом этом доме кто-то работал, кто-то жил».

На вопрос обеспокоенных жителей Алматы о том, почему бы не сохранить фасад здания, заменив «начинку», руководитель проекта стал приводить в пример общемировые стандарты, согласно которым так можно поступить только со зданиями, имеющими юридически оформленный статус исторического. У объекта столь горячих споров такого нет.

Присутствующая архитектор Майраш Боскина отметила этажность презентованного проекта, которая превышает допустимый в центре регламент. На это Калмыков ответил, что пока проект будет только подан на градостроительный совет и в нем еще возможны изменения.

Так или иначе, алматинцам, пришедшим на встречу, проект не понравился и они дали четко понять – они будут отстаивать сохранение здания на Желтоксан, 115 или хотя бы его фасада.

Калмыков искренне недоумевал, чем вызван гнев горожан на компанию, которая сейчас терпит убытки от простоя здания и ждет процедуры рассмотрения проекта на градсовете.

В защиту компании выступила юрист, по ее словам, капитальный ремонт здания не проводился и его хотели снести еще в советские времена.

«Бывший управляющий Госпланом говорил о том, что данное здание планировалось к сносу еще в советское время, капитального ремонта данного здания не было. То, что СМИ ссылается на технический паспорт, он подготовлен по состоянию на 2007 год. И это не характеристика здания, это идентификационные характеристики: площадь, этажность, расположение. Там есть одна строка – износ 81%. Это было 8 лет назад», - сказала Анар Алдыбергенова.

Среди всех голосов, главную мысль защитников здания, да и в целом исторического центра Алматы выразила архитектор Екатерина Новоселова, которая сказала, что с этим районом связана жизнь многих горожан, эти места – якоря, которые напоминают им, что они — алматинцы.

«У каждого горожанина есть связи с какими-то местами в городе, есть такой идентификационный код. У нас таких зданий немного. Я понимаю, что этот фасад не является архитектурным шедевром, но у людей с этим зданием связано много. Сами видите, сколько эмоций это вызывает», – сказала архитектор.

Согласия на встрече найдено не было: алматинцы четко дали понять девелоперу, что максимум уступок, на которые они готовы — это снос здания, но сохранение фасада, представители владельца здания остались непреклонны — от сноса они не откажутся.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые