Сетевой маркетинг vs «Пирамиды»

Сетевой маркетинг обогатил и разорил сотни тысяч людей. В этой связи, ключевыми вопросами сферы всегда остаются законность деятельности компаний, соответствие ее отраслевым стандартам, а для граждан – простые прикладные индикаторы – как отличить нормальную компанию от «пирамиды». 

Мазоренко Дмитрий, Vласть

История сетевого маркетинга началась еще в середине 20-х годов прошлого века, когда американец Карл Ренборг создал компанию по продаже пищевых добавок Сalifornia Vitamins, а позже переименовал в Nutrilite Products. Именно сотрудники этой компании Ли Митингер и Уильям Каселберри в 1945 году усовершенствовали принципы сетевого маркетинга, позволившие этому виду бизнеса разрастись до глобальных масштабов.

За 68 лет из одной компании этот рынок дорос до мощной самостоятельной индустрии с объемом продаж, который, по данным Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж, в 2012 году составил 168 млрд USD. Сегодня в этой индустрии работает около 90 млн. человек.

За время существования, имидж сетевого маркетинга не раз ставился под удар из-за схожести с «финансовыми пирамидами».

Сетевой маркетинг предполагает метод продажи продукции покупателю лицом к лицу через независимого дистрибьютора, минуя розничную сеть. Главной особенностью такого способа продажи является презентация продукции покупателю при личной встрече в удобное для него время.

Собственно, от «пирамиды» легальный сетевой маркетинг отличает отсутствие финансовых вложений. Кроме того, соглашение о начале своей деятельности подписывается с самой компанией, а не с третьим лицом, не имеющим к ней прямого отношения. Чтобы сохранить статус дистрибьютора в легальных компаниях прямых продаж человеку достаточно делать минимальный заказ раз в полгода. И если он хочет строить бизнес только на продаже продукции, обязательств по приглашению новых людей в компанию у него нет.

«Финансовая пирамида» — это способ, при котором участники структуры получают доход за счет постоянного привлечения новых людей и, как следствие - денежных средств. Как правило, новых людей привлекает обещанный такими структурами высокий доход. Деньги в «пирамиду» привлекаются по-разному – от покупки стартового пакета у дистрибьюторов псевдо сетевой компании, до оплаты членских взносов или вложения инвестиций.

Чаще всего такие структуры скрывают доход и декларируют вымышленный или малозначимый. Но доходность системы невозможно поддерживать длительное время. А погашение обязательств руководства пирамиды перед всеми участниками – заведомо невыполнимо.

Появление Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFSDA) в 1978 году помогло индустрии постепенно стать цивилизованной. Правовое регулирование, создание этического кодекса, в котором прописаны правила работы компании и дистрибьюторов, и жесткий контроль качества продукции, постепенно меняли имидж сетевого маркетинга.

Тем не менее, бум «финансовых пирамид», нередко завуалированных под сетевые фирмы, в период распада СССР вновь осложнил ситуацию. Но, со временем, количество цивилизованных игроков рынка увеличивалось. Все больше компаний демонстрировали открытость своей маркетинговой стратегии и выполняли требования этического кодекса. Однако к полному оздоровлению мирового рынка сетевого маркетинга это не привело. В странах СНГ все еще нередки случаи, когда под сетевыми фирмами действуют «финансовые пирамиды».

О ситуации в Казахстане

По данным финансовой полиции, с 2007 по 2012 годы в Казахстане была пресечена деятельность 23 компаний и одной преступной группы, занимающихся мошенничеством по схеме «финансовой пирамиды». За это время количество пострадавших составило 5 тыс. человек, а сумма установленного ущерба - свыше 1 млрд тенге. Зачастую такие компании действовали под видом микрокредитных организаций.

Среди закрытых «пирамид» была компания «ТОО «Микрокредитная организация «Шах-Тас», действовавшая в ЮКО в 2011 году. При внесении в компанию суммы в 6 тысяч тенге, обратно вкладчики получали 9 тысяч тенге. «Шах-Тас» не заключал письменных договоров с клиентами, не вел кредитное досье, бухгалтерский учет и финансовую отчетность. Из «пирамиды», после проведения следственных мероприятий, прокуратурой было изъято 7 млн 231 тыс. тенге.

Также в 2011 году в Кокшетау действовала «пирамида» «Клуб миллионеров». Человеку, вложившему в «Клуб миллионеров» 100 тысяч тенге, через короткое время обещали вернуть в четыре раза больше. По окончанию следственных мероприятий финансовой полицией был изъят из этого «Клуба» 41 млн.тенге.

Сегодня подозрение органов финансовой полиции вызывает деятельность компании Qnet. Vласть, при подготовке рейтинга видов мошенничества, уже сталкивалась с упоминанием Qnet в качестве «финансовой пирамиды».

По словам руководителя аппарата финансовой полиции Серика Темирбулатова, в финансовую полицию все чаще стали поступать жалобы и обращения граждан о причинении имущественного вреда компанией Qnet.

Компания Qnet была основана в Гонконге, в 1998 году. 25 представительств и агентств компании расположены в 20 странах мира. Количество дистрибьюторов и клиентов Qnet составляет 5 млн. человек по всему миру.

В Казахстане Qnet представлена агентством Diamond Agencies LLP. В компании Vласти рассказали, что сегодня в Казахстане с компанией работают около 11 тыс. дистрибьюторов. Это только активные дистрибьюторы, постоянно продвигающие продукцию и услуги компании.

Деятельность Qnet в Казахстане уже давно критикуется СМИ и интернет пользователями. Но представители компании отреагировали на заявления лишь недавно.

2 августа Батыр Комурзоев, менеджер по развитию бизнеса в СНГ и Тим Гарни, старший консультант по юридическим вопросам, провели встречу с журналистами, где объяснили, что деятельность Qnet в Казахстане расценивается неправильно. По их словам, бизнес-модель компании строится на электронной коммерции и прямых продажах.

Каждый клиент компании, при покупке продуктов, может стать независимым представителем и привлекать дополнительных партнеров. Доход каждого участника сети состоит из комиссионных, которые выплачиваются на основе продаж, а не от привлечения других партнеров. При этом, дистрибьютор обязательно должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и отчислять все необходимые налоги.

Тем не менее, в пресс-материалах компании говорится, что дистрибьютор зарабатывает на продаже товаров людям, которых привел в бизнес другой дистрибьютор. И, далее, получает комиссионные с покупок новых людей, которых привлекли подконтрольные ему дистрибьюторы.

По словам представителей компании, чтобы стать дистрибьютором Qnet, человеку необходимо сделать взнос в размере 30 USD и пройти курс обучения. После человек получает в распоряжение виртуальный кабинет для произведения и контроля финансовых операций. Далее дистрибьютор начинает привлекать покупателей. Однако Батыр Комурзоев отметил, что для вступления в агентскую сеть, человеку не обязательно приобретать продукцию компании и иметь ее на руках при привлечения клиентов.

Для проверки слов Комурзоева, корреспондент Vласти посетил офис Diamond Agencies LLP, где одна из сотрудниц рассказала, что войти в бизнес можно только после покупки продукции: «Вы входите в бизнес, покупаете продукцию, это дает вам право вступить в компанию Qnet. Регистрируетесь на сайте. Без аплайна вы не можете зарегистрироваться. Аплайн – это человек, который уже работает в этом бизнесе. Допустим, я вас привожу и подписываю под себя. Вы покупаете продукцию и вступаете в бизнес. Иначе вы не можете. Нет, вы можете просто зарегистрироваться. Но если вы хотите зарабатывать деньги, то вы должны приобрести продукцию. Стартовый пакет около 500-600 долларов. Если вы хотите зарабатывать, то это (приобретение пакета - V) обязательно. Потом вы приводите двоих людей, у нас бинарная система, и за это получаете комиссионные деньги. Процент (комиссионных - V) зависит от покупки».

Один из собеседников Vласти, который два года назад пытался стать дистрибьютором Qnet, подтвердил, что вход в бизнес платный и стоил в то время около 700-800 USD.

Vласть повторно сделала запрос в финансовую полицию. В ответе, Серик Темирбулатов, руководитель аппарата финансовой полиции, заявил, что продвижение товаров Qnet служит подспорьем для привлечения других участников: «Покупка продукции является «входным билетом» для участия в бизнесе. То есть товар приобретается не ради его характеристик, а ради вступления в сеть. Таким образом, в деятельности данной компании усматриваются признаки «финансовой» пирамиды, в которой доход по привлеченным денежным средствам выплачивается не за счет их вложения в прибыльное дело либо товар, а за счет привлечения новых вкладчиков и денежных средств».

Qnet и Ассоциация прямых продаж

Qnet неоднократно заявлял, что не является «финансовой пирамидой». Тем не менее, в мире существует практика, которая может снять подозрения в мошенничестве сетевых компаний. Для этого компания должна вступить в локальную Ассоциацию прямых продаж (АПП). Вхождение компании в АПП, как уверяют в Ассоциации, это всегда гарант того, что сетевая компания ведет свой бизнес в соответствии с самыми высокими требованиями и гарантирует качество продукции, защиту прав потребителей и дистрибьюторов.

Vласть задала вопрос Qnet о том, ведутся ли сейчас какие-то переговоры о вступлении в Ассоциацию прямых продаж Казахстана (АППК), и существуют ли для этого какие-то сложности. В компании ответили, что сложностей никаких нет: «Qnet подала заявку на вступление и ожидает встречи с руководством Казахстанской ассоциации прямых продаж».

В свою очередь, Алексей Самуйлов, юрист АППК, рассказал Vласти, что весной из Малайзии в АППК пришло одно или два письма: «Авторы писали, что они представляют компанию прямых продаж без названия, и в ближайшее время с нами свяжется кто-то, кто будет представлять нашу компанию здесь, на казахстанском рынке».

Далее, как утверждает Самуйлов, появилось еще одно письмо без указания названия компании, адреса и телефона. Ассоциация ответила на него и попросила разъяснить, от какой компании пришло письмо, но последующего ответа так и не получила.

Но Самуйлов, отметил, что компания Qnet пока официально не пытается вступить в ассоциацию прямых продаж: «С их стороны не было запроса на вступление».

Самуйлов также пояснил, что отсутствие компании в Ассоциации прямых продаж не говорит о её мошеннической деятельности: «Но если эта компания представлена где-то, в какой-либо стране в ассоциации прямых продаж, у неё есть обязанность вступить в ассоциацию и здесь (на территории Казахстана - V)».

Однако, если зайти на сайт WFSDA, где есть универсальный поиск компаний по ассоциациям прямых продаж всего мира, и набрать в поиске Qnet, можно увидеть, что компания зарегистрирована только в Ассоциации прямых продаж Малайзии, несмотря на присутствие компании в «20 странах мира».

Свежее из этой рубрики