Телеобзор: Ной, Бернулли и Зевс

Маргарита Бочарова, Vласть

Фото Дарьи Смирновой

Телеканал, показавший своим зрителям, где в Казахстане стоит Ноев ковчег, безуспешно выращивают бананы, пытаются «встряхнуть» местных чиновников театральной постановкой и продают рога с молотка, удостоен награды на государственном уровне. Оказалось, действительно не зря.

В воскресенье, 28 июня, журналистское сообщество Казахстана отмечало свой профессиональный праздник. В пятницу же в Акорде журналистов чествовала государственный секретарь Гульшара Абдыкаликова. Только три республиканских телеканала удостоились одобрения на высшем уровне - «Қазақстан», «Хабар» и «24 KZ». За что именно, догадаться в принципе не трудно. Но если первые два телеканала поблагодарили в целом за «вклад в развитие отечественного информационного пространства», «24 KZ» отличился авторским проектом «Большие города». Vласть решила выяснить, чем же эта программа покорила руководство страны.

На сайте телеканала обнаружилось 54 выпуска 10-минутной программы. «В ракурсе камер «Больших городов» огромная страна, настоящий Казахстан. Без различия по размерному признаку для нас все города большие», - говорит Даниил Глумов, ведущий патриотического телепроекта, первый выпуск которого был посвящен Казыгурту. Из первой программы зрители, к слову, узнали, что именно на горе Казыгурт некогда пришвартовался Ноев ковчег. Эта точка на карте Казахстана стала, по легенде, «единственным островком спасения во время Великого потопа». В память об этом событии жители установили на вершине холма символический Ноев ковчег из дерева и металла, который (по случайности или нет) стоит ровно вдоль трассы «Шымкент-Ташкент».

Один из других выпусков программы назывался «Курортный банан» и, как ни странно, был посвящен Сарыагашу. Съемочная группа посетила одно из фермерских хозяйств района, чей владелец рискнул посадить у себя в теплице лимоны, киви и бананы. С последними дело не задалось, и пока «плоды не имеют должного торгового вида», отметил ведущий. Несмотря на это, история с бананами так вдохновила авторов программы, что в завершении выпуска Глумов смело поставил Сарыыагаш в один ряд с Алматы, Астаной и почему-то Экибастузом.

Мактааральскому району тоже был посвящен отдельный выпуск «Больших городов». Особого внимания на этот раз удостоилось развитие театрального искусства в районе. Телевизионщикам повезло попасть на репетицию новой постановки Жетысайского драматического театра им. Жандарбекова, сюжет которой чрезвычайно напоминает гоголевский «Ревизор». Режиссер театра своего замысла не скрывает: «Мне интересно мнение чиновников, которые побывают на спектакле. Я бы хотел, чтобы они посмотрели его, встряхнулись и не совершали подобных ошибок в своей работе».

Поселок Федоровка Костанайской области тоже привлек внимание телевизионщиков. Выпуск программы авторы назвали красноречиво – «Сельский Уимблдон». Оказалось, в поселке меньше года назад открыли детско-юношескую спортивную школу, где чуть больше 40 желающих осваивают искусство игры на корте. Ведущий способностями юных учеников едва ли сильно вдохновился: «Федоровцев профессиональными теннисистами, скажем, не назовешь. Сейчас даже о потенциале местных воспитанников говорить рано». Однако местный тренер точно знает секрет успеха: «Здесь нужно быть рыцарем, иметь сильные ноги, верную руку и холодную голову».

Интерес съемочной группы к Райымбекскому району был вызван, главным образом, находящейся на его территории Мойнакской ГЭС. Именно поэтому, как оказалось, репортаж оттуда носил название «Закон Бернулли». Пожалуй, более подробно о принципе действия гидроэлектростанции на казахстанском телевидении еще не рассказывал никто. «Вода в деривационный туннель проходит - длина туннеля составляет 9 километров 200 метров – и попадает в две гидротурбины Мойнакской ГЭС. И оттуда, по закону физики, кинетическим образом вырабатывается энергия», - поведал о том самом законе генеральный директор ГЭС.

Названия других выпусков, напротив, носили почти магические названия. Например, рассказ о селе Сергеевка Северо-Казахстанской области авторы программы решили назвать «Белая темнота». На деле оказалось, что такая «магия» знакома практически всем казахстанцам. «В снежной дымке можно не увидеть архитектуры и достопримечательностей Сергеевки, но активность на улицах здесь не увидеть нельзя», - раскрыл секрет «белой темноты» ведущий программы, и посвятил первую половину программы работе ни много ни мало трех единиц снегоуборочной техники.

А вот жители Карабалыкского района вполне могли бы обидеться на съемочную группу канала, потому что выпуск, посвященный их родному краю, был назван «Тучные переселенцы». Сотрудница местного краеведческого музея начала было рассказывать про «столыпинские реформы» и переселение сюда людей, однако об их физических параметрах речь так и не зашла. Спустя несколько минут стало понятно, что не так давно в Карабалык прибыла новая группа переселенцев. На этот раз из Австралии. И тут на экране появились... быки и коровы благородной породы абердин-ангус. Вот в общем-то и все, чему была посвящена большая часть репортажа.

Вообще, авторов программы стоит поблагодарить, как минимум, за весьма креативный подход к названию репортажей. Кто из нас, скажем, с первого раза догадается, какому из казахстанских городов или районов посвящен выпуск под названием «Рога, копыта с молотка»? Аккайынскому району Северо-Казахстанской области, где располагается оценочная станция для крупного рогатого скота. Но не всегда разгадать замысел авторов просто. Автор этих строк, например, так и не понял, почему репортаж из Текели носит название «С Зевсом на «ты». Никакой связи с древнегреческой мифологией и язычеством, на первый взгляд, обнаружено не было, хотя, возможно, пытливый ум читателя разгадает этот ребус, внимательно посмотрев соответствующий выпуск.

В заключение нужно сказать, что в целом очевидно, проект сделан людьми с незамыленным взглядом. Должно быть, именно поэтому «Большим городам» не достает системного подхода к рассказу о населенных пунктах республики, однако именно это и рождает симпатию к этой программе. Лишенный пафоса ведущий, приятная инфографика, ненавязчивая закадровая музыка и всего 10 минут эфирного времени стали компонентами успешной программы. Одной из немногих на отечественном телевидении, за которой видно лицо ее создателей.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики