• 13201
Спецпроект «Моногорода». Бахытбек Байсалов, аким города Кентау: Если с рабочими местами все будет хорошо – город быстро встанет на ноги
Кентау - небольшой молодой горняцкий городок на юге страны, прошедший все испытания, выпавшие на долю так называемых моногородов. Кентау получил шанс вновь возродиться - в рамках спецпрограммы по поддержке такого рода населенных пунктов. В достаточно откровенной беседе с Vластью аким Кентау Бахытбек Байсалов описал планы по развитию города, его нынешнее состояние, ключевые проблемы и свое видение их решения.

 

Тогжан Калиаскарова, Vласть

Фото Данияра Мусирова

 

Кентау - небольшой молодой горняцкий городок на юге страны, прошедший все испытания, выпавшие на долю так называемых моногородов. Кентау получил шанс вновь возродиться - в рамках спецпрограммы по поддержке такого рода населенных пунктов. 

В достаточно откровенной беседе с Vластью аким Кентау Бахытбек Байсалов описал планы по развитию города, его нынешнее состояние, ключевые проблемы и свое видение их решения.

 

Бахытбек Шорабаевич, в первую очередь, мы бы хотели поздравить вас с успешной сдачей первого этапа тестирования в Корпус «А». Расскажите нам, пожалуйста, какие задания в тестах оказались самыми сложными, на ваш взгляд?

 

 

Спасибо, я бы не сказал, что задания в тестировании были сложными. Об этом тестировании говорилось много лет назад, президент говорил, что будет создан Корпус «А», в котором будет элита государственных служащих. Еще с тех времен, как начали говорить о тестировании, я начал готовиться, так как всегда хотел попасть в этот корпус. Я не считаю это тестирование испытанием, участие в нем для меня было счастьем. 10 вопросов, 10 законов, которые были в тестах – это каждодневная наша работа, к примеру, Закон «О Президенте», «О борьбе с коррупцией», ничего нового, в общем, не было. Я прихожу утром на работу и начинаю работать с этими законами.

 

А были в ходе тестирования специфические вопросы, на которые вы затруднялись ответить?

 

Да, вопросы такие были.  Тестовые задания переворачивались с ног на голову, даже смешные вопросы были, но основная цель оставалась неизменной – узнать, во что бы то ни стало, как государственный служащий знает законы. Я никогда не хромал в законах, для меня не составило большого труда ответить на все вопросы. Но не скрою, были психологические моменты, я очень переживал. Готовиться к тестированию на рабочем месте у меня не получалось, даже пришлось отлучиться на пару дней, чтобы полностью подготовиться к нему. У меня был очень серьезный подход, я понимал, что это не только мой престиж, но и престиж моей семьи и всего города Кентау, который очень меня поддерживал и болел за меня.

 

Я так полагаю, что своими успехами в тестировании, вы проложили путь выпускникам Кентау, которые сдавали ЕНТ в этом году. Я знаю, что у них довольно хорошие результаты.

 

Да, это так. Мы второй год занимаем первое место по всей Южно-Казахстанской области. В этом году средний балл выпускников составил 89 балловКак однажды сказал Назарбаев «Любой бюджетный тенге – завтра должен возвращаться двумя тенге», я с ним полностью согласен. Образование, по моему мнению, такой капитал, который завтра будет давать свои плоды.

 

В этом году я ставил задачу перед всеми школами, чтобы не менее 90% выпускников сдавали ЕНТ. Почему? Потому что затрачиваются большие средства. 80% местного бюджета уходит на образование. Это очень большие деньги, и должна быть отдача. Я не приемлю фраз «хочу или не хочу», если отучился 10-11 класс, почему ты не хочешь участвовать в ЕНТ?

 

В школах Кентау сейчас нет никаких проблем, которые бы мешали ученикам получать знания, все кабинеты оборудованы техникой, интерактивными досками, везде есть доступ к Интернету.  Каждый месяц я лично отслеживал работу преподавателей, ставил определенные задачи, за невыполнение которых даже ставил вопрос об увольнении директоров школ и завучей. Задачи выполнили, результат – показали.

 

Раз мы начали говорить о молодежи, давайте продолжим эту тему. Каким образом вы сейчас мотивируете молодежь оставаться в Кентау? Ведь есть такая тенденция среди молодых людей из маленьких городов и ауылов уезжать в большие города, где много хорошей работы и возможностей?

 

Да, вы правы, в начале этого года я встречался с представителями молодежи, собралось примерно 200 человек, полтора часа я от них добивался, чтобы они рассказали мне о  тех проблемах, с которыми они встречаются в городе. Через два с половиной часа молодежь, наконец-то начала раскрываться. Я сказал прямо «Давайте поговорим, я тоже был молодым, я не старик, если я не понимаю чего-то, то я прошу вас мне это объяснить».

 

Я уверен, в переписках в Интернете, в социальных сетях они обсуждают эти проблемы, я хотел узнать, как глава города, что интересует молодежь, что не удовлетворяет ее. Я предложил им, если вы хотите жить как в Астане или Алматы, давайте общими силами придем к этому, только не сразу, сию минуту не получится сделать так, чтобы в Кентау стало также как в мегаполисах Казахстана.

 

 

Что в итоге вам сказала молодежь?

 

Сказала, что дома у нас некрасивые, вид города портят. Я им ответил, что у нас есть программа «Модернизация », по которой выделяются деньги, вы можете активно нам помогать. Если нужно сделать крышу, коммуникацию – сделайте смету, принесите ее в акимат. Государство оплатит ремонт, а за 20 лет вы погасите долг, но уже будете жить в таких домах, в которых вы хотите жить, но люди не соглашаются.

 

Наши люди не хотят приводить в порядок дома, они считают, что двери подъездов, стены, лестницы, внешняя сторона дома – это все не их, и они не должны тратить на это свои деньги. Но, извините, до квартиры же вы как-то доходите. Я пытаюсь объяснить людям, что это не я придумал, есть определенные законы, к примеру, Закон «О жилищных отношениях», где четко прописано, что входит в собственность жильца, то есть является собственностью общего пользования. У людей иждивенческое поведение, все думают, что государство должно решать подобные проблемы.

 

Можете вспомнить реальный пример подобного поведения из вашего опыта?

 

Да, их много. К примеру, зимой в некоторых домах были проблемы с отоплением. Я ходил в эти квартиры, объяснял, что трубы в вашей квартире не те, которые должны быть, вы их должны заменить сами, а мне в ответ говорят – вам выделяются миллиарды из бюджета, куда дели их? Но я же не могу на государственные деньги делать ремонты в квартирах жителей!

 

Или другая ситуация, гуляя по парку, я не раз замечал, как молодые девушки и парни мусорят вокруг, но они же в собственном доме так не делают, не щелкают семечки на пол, так почему на улице они ведут себя так? Но потом жалуются, что в городе грязно.

 

За это время, что мы находимся в Кентау, мы каждый день встречаем дворников, которые днем и ночью чистят улицы и парки города, строители работают над дорогами и зданиями. Я так понимаю, что программа развития моногородов уже начала активно воплощаться в жизнь? Есть ли уже ощутимые изменения в городе за этот год работы программы?

 

Ощутимых изменений еще нет, это программа  ведь не волшебная палочка, которая по одному взмаху может изменить город. Но по благоустройству уже есть видимые изменения. Мы посадили березы, сосны, обустроили парк, занимаемся работой над фонтанами, сейчас я прошу молодых музыкантов, чтобы они несколько раз в месяц давали концерты для жителей города за определенные гонорары, чтобы кентаусцам было где отдыхать и культурно просвещаться.

 

Кстати, а сколько денег было выделено городу в прошлом году, и куда в первую очередь были направлены бюджетные деньги?

 

241 млн. тенге  – эти деньги пошли на благоустройство, освещение, озеленение города. В этом году выделили 211 млн. – эти деньги идут на благоустройство аллей города, замену фонарей, идет активная работа над дорогами, а также на реализацию первой задачи моногорода – открытие новых рабочих мест.

 

Но по этому вопросу мы пока стоим на одном месте. Но в этом году на субсидирование взятых кредитов предпринимателями было выделено 68 млн. тенге при поддержке фонда «Даму». Для того чтобы получить кредит, будущему предпринимателю необходимо подготовить проект, бюджет которого не превышал бы ставку 14%. Государство будет оплачивать 10%, остальные 4% - взявший кредит. Предложено уже 22 проекта, на общую сумму 1 млрд. 109 млн. тенге. Если проекты будут утверждены, то в городе ожидается открытие 233 рабочих мест.

 

Как контролировался процесс распределения бюджета?

 

К сожалению, один аким не может контролировать весь процесс, не может уследить за всем. Есть специальные отделы, которые контролируют все от начала до конца. Я никогда не вмешиваюсь в их работу, есть государственные служащие, которые принимали присягу и получают зарплату за свою работу, они должны выполнять свою работу честно. Да, есть недостатки, конечно. Не все специалисты у нас ответственные, но мы будем понемногу приводить все в порядок. Москва не сразу строилась.

 

Многие казахстанцы помнят инцидент, который произошел в феврале 2012 года, когда была масштабная авария на ТЭЦ, и кентаусцы остались без отопления. Как устранялись проблемы, можно ли считать, что инцидент с ТЭЦ полностью исчерпан?

 

Я не могу сказать, что он полностью исчерпан. Субъективные причины – устранены, а вот объективные – еще остались. Здание ТЭЦ создано в 1934 году. Котлы, которые там работают – с 1958 года. Все морально устарело. Из старушки сделать молодую девушку невозможно.

 

Сейчас мы делаем проектно-сметную документацию, есть поддержка государства, ведется планирование реконструкции ТЭЦ. Мы хотим, чтобы там вырабатывалась собственная электроэнергия. Это очень актуально, так как в Южно-Казахстанской области есть дефицит электроэнергии. В Кентау активно развивается промышленность , и везде будет необходима дешевая электроэнергия.

 

А что касается горячей воды, насколько я знаю, в Кентау ее нет ни зимой, ни летом?

 

Воды горячей нет, но мы можем давать эту горячую воду. Вопрос в населении. Кто будет принимать эту горячую воду? Все трубы подачи горячей воды – забиты. Мы можем дать эту воду, нам даже выгодно это, но кентаусцы сами отказываются от нее.

 

Я не могу поверить в это, кентаусцы не хотят иметь горячую воду в квартирах?!

 

Не хотят. Потому что перед подачей воды, нужно привести в порядок трубы, коммуникации, а из бюджета на эти трубы денег выделить я  не могу. На свои деньги ремонтировать свои же трубы они не хотят.

 

Ну хорошо, вроде ситуация с горячей водой прояснилась, а что касается другого  инцидента, о котором тоже не раз говорили в СМИ, о трещинах в домах и аварийной ситуации?

 

Это аварийные дома, которые начали оседать после наводнения. У нас есть 6 домов, есть заключения экспертов, по этим заключениям, дома необходимо снести, но тут опять же, есть жители, которые отказываются покидать опасные для жизни дома. По закону мы не можем оценивать состояние домов. Независимый эксперт оценивает, сколько стоят квартиры в этих домах. Он берет все показатели, от года постройки до ремонта и прочих мелочей. Жители этого дома не верят этим оценкам. Эксперты объясняли собственникам квартир, как проводились расчеты. Мы же в свою очередь, предлагаем жильцам квартиры в хорошем доме, но собственники начинают отказываться и идти на принцип.

 

Нам ничего не оставалось, как подавать в суд и выселять по закону жильцов, потому что они не могут жить в аварином и опасном доме. Жильцы 16 квартир соглашаются выехать, а собственники одной квартиры - нет. Им не нравится квартира, которую мы им предлагаем. Почему – не понятно, я же не могу им в Астане квартиру купить, в конце концов.

 

Кстати, о квартирах…  Сколько человек у вас стоят в очереди на получение жилья по программе «Доступное жилье», и пользуется ли популярностью, собственно аренда жилья в Кентау?

 

На сегодняшний день в очереди на получение жилья стоит около 500 человек по программе «Доступное жилье». У нас были дома, которые по тем или иным причинам были не достроены, так как инфраструктура есть, мы решили просто заново начать их строить на этом же месте.

 

Таким образом мы можем сэкономить, потому что затрат на инфраструктуру не будет, дело останется только за строительством. В общем, у нас сложилась такая ситуация, что у одного человека может быть по 15 квартир, при этом их хозяин живет в Алматы или Астане, а эти квартиры сдают по 10 по 15 тысяч тенге.

 

Нам стало это известно в процессе инвентаризации всех квартир, мы обходили все квартиры, узнать, кто живет, чья квартира, с целью предотвращения экстремизма и прочих террористических и криминологических ситуаций. Мы должны знать, кто живет в квартирах Кентау.

 

Каковы приоритетные направления в работе руководства города?

 

В первую очередь – развитие предпринимательства, индустрии и промышленности. Если с рабочими местами все будет хорошо – город быстро встанет на ноги. Я хочу, чтобы предприятия, которые будут открываться в Кентау, были оснащены новыми технологиями. Чтобы молодежи было, где работать и где хотелось бы работать.

 

Также есть проблема с поликлиникой на 500 посещений за смену, которую мы должны решить в ближайшее время. С нашей стороны мы сделали все, теперь остается работа за департаментом здравоохранения. На этом моя компетенция заканчивается, дальше работа будет вестись другими органами.

 

Но с поликлиникой в Кентау на самом деле плохо обстоят дела. В одном кабинете принимают по три врача, не соблюдается врачебная тайна, санитарные нормы.

 

На счет детских садов: не вижу смысла строить новые сады, когда есть старые, но они находятся в частных руках, думаю, этот вопрос тоже решится в ближайшее будущее. Так же будет решаться вопрос жилья, о строительстве которого я сказал выше. В течение двух лет мы решим проблему с железной дорогой. Она находится в частных руках и требует ремонта.

 

Как часто вы встречаетесь с жителями города, и с какими проблемами они чаще всего к вам обращаются?

 

Я открытый человек, многие знают меня в городе, так как я родился и вырос в Кентау, я могу идти по улице, меня останавливают жители и делятся своим мнением. Любой может мне позвонить домой и сказать, что есть такая-то проблема. Чаще всего обращаются с житейскими проблемами, по два три раза приходят ко мне с одними и теми же жалобами.

 

Значит, проблемы не решаются, раз жители приходят повторно?

 

Не то что бы, не решаются. Бывают проблемы, которые не касаются напрямую акимата, а жители не могут этого понять. Также обращаются с проблемами о безработице и том, что пособия не выплачиваются. Я прекрасно знаю это, я сам работал в те времена, когда пять лет не выплачивались пособия, руководил этим органом. Сидел каждый день проверял документы, пытался возвращать все деньги.

 

Сейчас, если всего день из-за документации не выплачиваются пособия – люди уже начинают паниковать. Недавно пришли 10 женщин, говорят, нам нечего кушать, я им предложил, если нечего кушать, я сейчас вызову две машины, поедете подметать в городе и зарабатывать деньги на еду. Но никто не хочет подметать. Всем сразу нужна работа в офисе, но я же не могу это все устроить.

 

Была программа «Балапан», когда мы в конце года приняли 90 человек на работу в детские сады, но пошли разные слухи, что за эту должность столько просят, за ту столько. Услышав эти слухи, я создал комиссию из депутатов, СМИ – комиссия села, начала принимать людей сама.

 

А слухи то оправдались, на самом ли деле было так?

 

Да, на самом деле было именно так. Я не скрываю этого. Есть такие чиновники, которые просят, но с этим нужно бороться. Это было до меня и после меня будет, но мы должны сделать все, чтобы это искоренить.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики