Море
В проекте «Море» Vласть рассказывает о фильме, его создании, о том, кто еще обращался к этой теме в культуре и искусстве, а также о том, почему так важно спасти Арал.

«Залив, как синька, яркий»

Маргарита Бочарова, Vласть

Аральское море издавна привлекает внимание художников, писателей и поэтов, а с момента, когда вода начала уходить из региона, интерес к нему проявляют и международные журналисты, и голливудские актеры, и рок-звезды, и даже создатели компьютерных игр. Vласть собрала самые яркие примеры того, благодаря чему мир узнал о трагедии маленького внутреннего моря.

1 августа 2015 года фотожурналист журнала National Geographic Герд Людвиг опубликовал на своей странице в Instagram ставшее теперь известным фото Аральского моря. На нем запечатлены два верблюда и ржавые останки корабля, который когда-то плавал по Аралу. Спустя почти месяц известный голливудский актер Леонардо Ди Каприо (а по совместительству посланник мира ООН) разместил это фото на своей странице в Instagram, скопировав вместе с ним и текст фотожурналиста. Казахстанские СМИ с удовольствием приписали слова под фото самому актеру, а общественность не могла нарадоваться такому вниманию к проблеме. На самом же деле, Ди Каприо, хоть и не написал ни слова, все же оказал казахстанцам огромную услугу. Фото собрало 54,7 тыс «лайков» и 1137 комментариев, о проблеме Аральского моря, как минимум, в Узбекистане и Казахстане вспомнили многие.

Забыть об экологической катастрофе на Арале казахстанцам не дала певица Диана Шарапова, которая в конце сентября прошлого года выпустила клип на лирическую композицию «Аралдан ұшқан аққулар», написанную заслуженным деятелем культуры Казахстана Сейдоллой Байтерековым. Песня рассказывает историю о лебедях, кружащих над пустыней в поисках исчезнувшего моря. В 2014 году Аральское море и местные жители засветились в клипе британской рок-группы Pink Floyd. Мелодраматическая песня «Louder Than Words» посвящена памяти Ричарда Райта, клавишника группы, ушедшего из жизни в 2008, и наряду с этим затрагивает экологическую ситуацию на Аральском море. Как писали СМИ, создатели видео намеренно показали в нем и детей, никогда не видевших полноводный Арал, и стариков, которые ещё могут рассказать о красоте этого края.

О проблеме Арала два года назад во всеуслышание заявил и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Обращаясь с видео-посланием к участникам международной конференции в Узбекистане, он в очередной раз отметил, что виной всему «неадекватное управление водными ресурсами». Тогда же он призвал международных доноров активнее участвовать в борьбе с обмелением Арала, ведь «ни одной стране не под силу в одиночку справиться с трагедией».

Трагедия Арала, кроме речей политических деятелей, успела стать излюбленной темой и для журналистов со всего мира. В 2013 году, например, международная телекомпания «Аль-Джазира» выпустила 45-минутный документальный фильм под названием «People of the Lake». Автор посчитал, что именно жители Аральска должны стать главными героями фильма, потому что их с морем связывали органические отношения, и уход воды значительно повлиял на их жизни - с 1980 по 2000 годы 45 тыс местных жителей мигрировали в другие области Казахстана и Узбекистана. 

Но не только документальные фильмы снимали и снимают на Аральском море. Три года назад состоялась российская премьера художественной картины «В ожидании моря», над созданием которой трудились специалисты из Казахстана, России, Украины, Германии, Франции и Бельгии. Драма режиссера Бахтияра Худойназарова рассказывает о капитане рыболовецкого судна (роль которого исполняет российский актер Егор Бероев), который возвращается в свой аул спустя 10 лет пребывания в тюрьме, и не обнаруживает ни родного селения, ни столь любимого моря. 

Интересно, что все же не всегда Аральское море становится декорациями к драмам. Писатели-фантасты и даже создатели компьютерных игр с удовольствием используют пустынный ландшафт моря, чтобы разворачивать там действие своих вымышленных историй. Например, писатель Джеймс Роллинс упоминает море в своей книге 2013 года «Глаз Бога», которая вошла в цикл, повествующий о секретном отряде «Сигма, который, как водится, призван выполнять самые сложные и ответственные задания во благо человечества. Кроме этого, Арал и его окрестности фигурируют в таких играх как «Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist», «Syberia», «Residue: Final Cut». Знаменитый Остров Возрождения (теперь уже полуостров фактически), находящийся в юго-западной части Аральского моря, присутствует в «Call of Duty: Black Ops» и «Command & Conquer: Generals».

В 2011 году казахстанская художница Алмагуль Менлибаева представила собственный провокационный и одновременно документальный проект о высыхающем Аральском море - он включал как видео, так и фото. Проект на протяжении последних пяти лет презентуется в западных галереях, благодаря чему имя художницы для зарубежных ценителей современного искусства звучит привычнее, чем для рядового казахстанца. Внимание общественности к проблемам Арала Менлибаева привлекает довольно неоднозначно, противопоставляя, например, красоту женского тела искореженной временем ржавой барже, которая некогда бороздила морские просторы.

В 2010 году дно Аральского моря в Узбекистане становится частью музыкального клипа российской певицы Юлии Савичевой на песню «Корабли», а еще раньше - в 2007 году - ржавеющее на побережье моря брошенное судно появилось в клипе американской рок-группы Linkin Park на композицию «What I've Done». Видеоряд клипа убедительно демонстрирует все разрушительные последствия деятельности человека на Земле. В том же году и российские рокеры Lumen не обошли стороной экологическую катастрофу Аральского моря, включив упоминание о нем в текст своей новой песни «Буря»: «И подобно Аралу твоё море орало // Оно обмелело, оно слишком устало».

В том же 2007 году международный новостной канал BBC World показал своей широкой аудитории документальный фильм о том, как изменился регион и жизнь его обитателей после возведения в 1996 году Кокаральской плотины.

В 2005 году в свет вышел роман Пауло Коэльо под названием «Заир». Один из героев романа - Михаил - родом из Казахстана. В одной из бесед он рассказывает о том, что его народ «умудрился уничтожить целое море», имея в виду Арал. Он с горечью говорит о «коммунистических правителях», которые решили изменить течение двух рек, а в результате стали виновниками исчезновения Аральского моря. «Мне рассказывал дед, что в старину Аральское море называлось Синим из-за цвета воды. Теперь воды там нет вовсе, но люди не хотят оставлять свои дома и перебираться на новое место: они все еще мечтают о волнах, о рыбах, они все еще хранят удочки и снасти и разговаривают о лодках и наживке», - говорит Коэльо устами своего персонажа.

За год до этого - в 2004 году - на мировые экраны вышел художественный фильм казахстанского режиссера Рустема Абдрашева под названием «Остров Возрождения». Фильм удостоился наград международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок», международного кинофестиваля «Звезды Шакена», кинофестиваля «Go East» в Германии, кинофестиваля «Золотой витязь» и др. Сценарий фильма написан по мотивам автобиографической поэмы Жараскана Абдрашева «Девочка из города». Фильм рассказывает историю молодой несчастной любви, которая развивается в небольшом приаральском поселке. На фоне юношеской трагедии развивается и трагедия Аральского моря. 

Катастрофа Аральского региона иносказательно передана и в рок-опере «Такыр», премьера которой состоялась в 2000 году. Идея создания, сценарий и либретто принадлежат Насеру Кульсариеву. Название представляет собой тюркский термин, означающий рельеф, который образуется при высыхании засоленных почв. Авторы оперы намеренно ставили перед собой задачу воздействовать художественными средствами на сознание людей, чтобы призвать их ответственно подойти к проблеме сохранения окружающей среды для потомков.

Вероятно, похожую цель преследовала и международная неправительственная организация The Mirror Foundation, которая в том же году выпустила едва ли не первый документальный фильм об Аральском море. Его авторы сосредоточились не только на жизни обычных людей, но и уделили внимание отношениям между постсоветскими странами, от политики которых зависит полноводность Арала. 

В конце 80-х же тема исчезновения Аральского моря больше волновала умы режиссеров художественных фильмов, а не документалистов. В 1989 году, например, на большие экраны выходит культовый фильм «Игла» с Виктором Цоем. В фильме главный герой Цоя увозит свою девушку к обмелевшему Аральскому морю, чтобы излечить ее от наркотической зависимости. В том же году состоялась премьера другого российского фильма режиссера Дмитрия Светозарова под названием «Псы». Сюжет советского триллера развивается в приаральском городке, в котором группа охотников обнаружила одичавших собак-людоедов, брошенных людьми. Авторы, очевидно, проводят параллель с тем, как природа мстит человеку за надругательство над ней.

Однако Аральское море было предметом вдохновения художников и писателей еще задолго до того, как стало исчезать. Еще в конце 19 века на берегах Арала побывал украинский поэт Тарас Шевченко, который оставил потомкам множество зарисовок, на которых море еще имело право так называться.

Вероятно, глядя именно на такие пейзажи, Валентин Катаев когда-то и написал свое знаменитое стихотворение, посвященное Аральскому морю:

Пустыня. В штабелях дощатые щиты.

Дымок над глиняной хибаркой.

И вдруг средь этой черствой нищеты

Проплыл залив, как синька, яркий.

Проплыл. Пропал. И снова степь вокруг.

Но сердце этой встрече радо.

Ты понимаешь, милый друг,

Как мало радости нам надо?

Фото afisha.mail.ru, t-shevchenko.name

Как спасали Арал

Читать

Вячеслав Абрамов, Vласть

Высыхание Аральского моря началось еще в 1960-х годах, но в следующие двадцать лет советское правительство не замечало проблемы. Лишь в начале 1980-х в СССР появились первые программы помощи советским гражданам, живущим в районах Аральского моря, однако программы по спасению самого моря почти не обсуждались, кроме знаменитого проекта поворота сибирских рек, который так и остался утопией. 

ЛИВЕНЬ. Living Asia, автор видео Лена Хасанова

                                                                           Независимые и ответственные

Одной из основных причин высыхания Арала признано активное развитие сельского хозяйства в государствах советской Средней Азии. Воды Амударьи и Сырдарьи, которые должны питать море, в начале 1960-х годов просто перестали до него доходить. Туркменистан и Узбекистан активно перебрасывали воду из Амударьи на хлопковые поля, Казахстан - на рисовые. Свою долю воды из Сырдарьи забирал и Кыргызстан.

В январе 1993-го президенты пяти, теперь независимых, республик Центральной Азии создали Международный фонд спасения Арала, который был призван помочь скоординировать усилия государств региона, а также международных доноров, которые готовы были участвовать в решении судьбы Арала.

Первым (и крупнейшим за 25 следующих лет) донором стал Всемирный банк, усилия которого были направлены на исследования и поиск решений проблемы Арала. За последующие годы в различных программах помощи Аралу и региону, страдающему от экологического бедствия участвовали ПРООН, USAID, НАТО (программа по науке, исследовала возможность сохранения биоразнообразия моря), Азиатский банк развития и правительства десятков страны, включая США, Японию, Германию, Швейцарию, Норвегию, Францию и множество других.

При этом основные усилия направлялись на исследования, разнообразные экспедиции и поддержку усилий ученых, искавших способы спасения моря. К практическим действиям доноры перешли только десятилетие спустя.     

Поворот сибирских рек

С начала 1980-х годов, когда проблема Арала была признана, в Советском Союзе по-прежнему активно обсуждался проекта поворота сибирских рек Обь и Иртыш в Казахстан и Среднюю Азию. В частности, предполагалось строительство громадного (2,5 тыс. км в длину) канала по территории Казахстана и Узбекистана. При этом первоначально задачей такой переброски являлось вовсе не спасение Арала, а обеспечение населения среднеазиатских стран пресной водой. Однако с ухудшением ситуации вокруг Аральского моря проект стали рассматривать как один из основных вариантов спасения моря.

Однако, уже в середине 1980-х проект был похоронен. Тем не менее, вплоть до настоящего времени у него достаточно много сторонников и даже его противники (считающие его дорогим, неэффективным, а также опасным для экологии региона) вынуждены признавать, что проблему Арала он мог бы помочь решить.

Тем не менее никаких признаков, что дорогостоящий и масштабный проект может быть реализован в ближайшее время нет.    

Большой Арал не спасти?

В самом конце 1980-х Аральское море распалось на две части - Большой Арал (южная часть моря, Узбекистан) и Малый Арал (северная часть, Казахстан). Спустя полтора десятка лет Большой Арал снова разделился - на западную и восточную части.

В Большом Арале обмеление происходило с огромной скоростью (воды Амударьи не доходят до моря и его площадь увеличивается только в весенний, паводковый, период), здесь, из-за резкого повышения погибли все виды рыбы, и вскоре на месте моря образовалась новая пустыня - Аралкум.

Фактически за прошедшие с момента обретения странами региона независимости 25 лет так и не было предложено никаких эффективных программ спасения Большого Арала. А начавшиеся здесь в 2000-е поиски нефти уничтожили надежду на то, что попытки спасти море будут предприниматься.

Одним из немногих сигналов о том, что поиски помощи для Большого Арала продолжатся стал меморандум между правительствами Узбекистана и Китая, согласно которому, группа китайских ученых должна была исследовать возможность реализации программ по реабилитации бассейна Арала. В частности, предполагается высадка кустарников в Приаралье, что позволит снизить вынос соли и пыли.     

Малый Арал

Совсем иначе ситуация выглядит с Малым Аралом. Еще в конце 1990-х началось активное обсуждение возможности строительства дамбы, которая бы отрезала две части моря и позволила сохранять приемлемый уровень воды в северной части моря — Малом Арале. Основным донором этого проекта выступил Всемирный банк, Казахстан также вложил свои средства в строительство и в 2005 году оно было завершено - от полуострова Кокарал до устья Сырдарьи была построена Кокаральская плотина. Одновременно практически прекратился пропуск воды в южную часть моря, что ускорило его высыхание.

Рост уровня воды позволил значительно уменьшить её соленость и возродить в северной части моря рыбный промысел. 

Вода стала возвращаться к Аральску, городу в Кызылординской области, который ранее был портом, сейчас расстояние до моря от города сократилось со 100 до 25 километров (в 2005 году — до 40 километров).

В течение десятилетия после строительства плотины Казахстан продолжает обсуждать с донорами расширение проекта и, судя по имеющимся сигналам, продолжение проекта будет. В частности, планировалось продлить плотину и сделать её выше.

Очевидно, что улучшение состояния Малого Арала - это самое значительное достижение доноров и правительств региона за все время спасения Арала. 

Использованы фотографии Сергей Тен, Казбек Амержанов, Данил Колодин