Прежде, чем попытаться разобраться в том, что в стране подверглось брендированию в 2016 году, нужно обратиться к матчасти и определить, что из себя представляет понятие «бренд» , а что «логотип». Бренд – понятие широкое и в некотором смысле больше абстрактное, нежели физическое.
Бренд – не сводится к вещам, бренд живет не на бумаге, в логотипах, он живет в людских головах в виде эмоций, ощущений, вызванных образами и атмосферой, в конкретном случае, города или страны. Логотип – это графическое представление главной идеи, сущности представляемого логотипом объекта (города в нашем случае), квинтэссенция фирменного стиля и атмосферы города.
Все началось с того, что к удивлению самих горожан 2016-й был провозглашен годом празднования тысячелетия города. Столь знаменательная дата подразумевает некую масштабность и размах. В течение юбилейного года в Алматы были запланированы мероприятия, связанные в той или иной мере с тысячелетием. Где праздники, там и вижуалы. Поэтому в январе власти города объявили о проведении конкурса на разработку логотипа празднования знаменательной даты, которому было суждено красоваться на билбордах. Помимо славы и почета, победителю полагался 1 миллион тенге. Всего поступило 123 заявки. Победителем стал логотип команды Тиграна Туниянца из агентства «PilotComm» – изображение цифры 1000, выполненное в стилистике заснеженных гор, над которыми встает солнце-яблоко. Что примечательно, в зале акимата, в котором проходило объявление результатов конкурса и куда были приглашены журналисты, была установлена огромная пресс-стена, на которой уже красовался логотип команды-победителя. Вообще команда Тиграна Туниянца обладает тем самым редким даром попадать в «яблочко» – разрабатывать победоносные логотипы. За их плечами, как позже рассказал в интервью сам Туниянц, логотипы Азиады, Универсиады, Дня Астаны. Туниянц надеялся поработать и над разработкой туристического бренда Алматы. Забегая вперед, надо сказать, что логотип туристического бренда города в итоге - тоже его рук дело.
Параллельно этому, власти города пришли к необходимости создания туристического брендбука – руководства по эффективной эксплуатации городского бренда, его философии и ценностей. Вновь был объявлен конкурс, в котором с успехом победил проект уже упомянутого выше Туниянца. Вообще история с этим брендбуком оказалась довольно запутанной. На сайте акимата города Алматы пресс-релиз о победителе конкурса датирован 13 мая 2016 года, там же приведен и логотип, о котором общественность узнала лишь в конце августа:
«Сегодня в Алматы состоялось объявление и награждение победителей конкурса на лучшую концептуальную идею по созданию брендбука города Алматы, объявленного в рамках проводимых работ по брендированию города.
Конкурс на лучшую концептуальную идею стартовал в январе текущего года. В секретариат конкурса поступило 109 заявок из разных городов республики, в том числе и из Российской Федерации. В течение последних двух месяцев работы изучались членами экспертной комиссии, все поступившие идеи получили качественную оценку.
Секретариатом конкурса из внебюджетных средств сформирован призовой фонд, составляющий: 1 миллион за первое место, 800 тысяч тенге за второе и 500 тысяч тенге за третье место. Так, третье место и приз в 500 тысяч тенге получила работа рекламного агентства «Pilot Comm», город Алматы. Второе место и приз в 800 тысяч тенге получает идея Меруерт Кадралиевой из города Астана. Победителем, получившим первое место и призовую сумму в один миллион тенге получает идея ОО «Тузу Жолы» из Алматы», – говорится в сообщении пресс-службы акимата.
Каким-то образом эту новость все пропустили. Бомба рванула тогда, когда 23 августа Центр развития Алматы презентовал логотип нового туристического бренда. Его автором указан Тигран Туниянц:
«В январе Акимат Алматы объявил конкурс на создание нового брендбука города. Сформирована экспертная комиссия из 14 специалистов: историки, искусствоведы, художники, дизайнеры. На конкурс поступило 109 заявок, членами экспертной комиссии отобраны 25 работ и представлены на голосование в сети интернет. В голосовании приняло участие более 3000 человек. По итогам голосования определены 8 наиболее понравившиеся работ, из которых по итогам количества голосов определены 3 победителя. Итоги конкурса подведены 6 мая текущего года, победителем стал Туниянц Тигран, креативный директор ОО «Тузу Жолы», – писал на своей странице в Facebook заместитель директора центра Асет Абдуалиев.
И если в пресс-релизе акимата сообщалось, что победил проект агентства «Тузу Жолы», представителем которого выступил Андрей Сопп, а агентство «PilotComm» (то самое агентство-победитель под креативным началом Тиграна Туниянца, разработавшее лого тысячелетия Алматы) – третье, то по версии Абдуалиева победителем стало агентство «Тузу Жолы», креативным директором которого является… Тигран Туниянц (сейчас он креативный директор в агентстве FineDesign). Конечно, помимо рокировки в агентствах (или не в агентствах), много вопросов вызывает и интернет голосование, которое выявило 8 лидеров среди 25 работ. Кто были эти три тысячи пользователей интернета, кому удалось проголосовать? Увидеть эти 25 работ сейчас невозможно – на сайте «Алматыжарнама» не загружаются картинки, остается лишь догадываться о том, как выглядели работы.
Различия двух вариантов – майского и августовского в шрифте, использованном в надписи Almaty. Причем замысловатый шрифт августовского варианта уже был использован в логотипе тысячелетия. Называется, он Tork – можно скачать в интернете и участвовать с ним в других конкурсах – он фартовый. Конечно, всегда есть вероятность того, что победила дружба (вспомните истории с конкурсом концепции (опять!) на общественное пространство на месте трамвайного депо) финалистов объединили и отправили вместе доработать проект, но это никак не объясняет еще один вопрос – а где концепция? Ведь заявка в конкурсе была как раз-таки на разработку концепции. Об этом на мартовском заседании экспертной группы говорил член Союза художников – Серик Буксиков:
«Когда меня пригласили участвовать в проекте, мы договорились, что речь идет в первую очередь не о разработке логотипа, а о разработке концепции, которая может быть логотипом и системой, которую можно экстраполировать на все носители. Использовать работу на благо социума, - рассказывает на дискуссии Буксиков. - Когда я занимался селектированием визуальных образов, автоматически не хотел повторения опыта. Создание символа города каждый год представляет собой выбор между яблоками, казахскими орнаментами, горами, барсом и все. Мы сейчас выбираем только автора, который будет дорабатывать концепцию и приводить это дело в жизнь».
В итоге мы имеем растиражированный логотип-химеру (помесь эмблемы «МАГАТЭ» и многострадальный алматинский апорт) и отсутствие идеи туристического бренда как таковой. В городе сменили скамейки и урны – это ли отражение идеи логотипа? По внешнему виду лавки с урнами очень далеки от радужного туристического лого. И что вообще первостепенно – логотип (он, как правило, вытекает из концепции) или призрачная концепция, отсутствие которой не мешает вовсю брендировать город?
А как к нему отнеслись сами жители? В социальных сетях высмеяли. В московской студии Артемия Лебедева (которая специализируется на разработке вижуалов и фирменных стилей, в том числе и для российских городов) алматинский логотип охарактеризовали следующими словами: сложно, шумно, притянуто, грязно, непрофессионально. Справедливости ради стоит отметить, что работы студии и сами не раз подвергались критике со стороны общественности.
Логотипы – это заразно. Вслед за Алматы свои логотипы разработали Уральск и Шымкент. Логотип Шымкента, например, представляет собой тюльпан, поверх которого нанесен элемент казахского орнамента, мотивами напоминающий зооморфный «мүйіз» – рог. Сейчас он уже красуется на сайте акимата города. Вслед за городами, разрабатывать логотип принялись и официальные издания страны: газеты «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда». В газетах, где оружие – написанное слово, дизайнеры преимущественно «поиграли шрифтами».
Сюда же можно добавить и логотип празднования 25-летия независимости Казахстана за авторством самого министра культуры и спорта Мухамедиулы, чей конек явно не оригинальность – лого состоит из элементов флага (солнце и орел) и цифры «25» шрифтом Kiev Medium.
Больший размах показал банк «Казком», который больше месяца интриговал казахстанцев загадочным проектом «Q» и слоганом «Умная нация». Многие задавались вопросом и гадали, что же из себя представляет проект. Вскоре выяснилось, что Q – не что иное, как латинская транскрипция Қ, а Қ значит «Қазақстан», ну или «Қазақ». Некоторые пользователи Казнета пришли в такой восторг, что начали заменять Қ и даже К на Q во всех словах и не могли остановиться.
Теперь главная интрига за конкурсом на разработку национального бренда, который стартовал в стране 31 августа. Развязка близка – в минувшую пятницу экспертное жюри рассмотрело 40 заявок, отобранных в рамках голосования, и выбрало 10 финалистов. Как сообщили в пресс-службе вице-премьера Имангали Тасмагамбетова, экспертный совет через месяц рассмотрит финальные эскизы. Но даже это не конец. 26 декабря стартовал конкурс на разработку туристического символа столицы (отставать от Алматы нельзя):
«Символ, знак (бренд) должен отражать статус города, его туристическую привлекательность, достопримечательности, особенности ландшафта и историю. Цветовая гамма должна отражать цветовые и композиционные традиции декоративного искусства казахов. Можно применить оригинальные семантические решения, графические элементы, отражающие дух города, его сущность, уникальные слоганы. Символ должен быть выполнен в современных, мировых традициях дизайна и графического искусства», – говорится в сообщении пресс-службы акимата Астаны.
В этом абзаце кроется вся суть разработки брендов в Казахстане – нарисуйте логотип и дело с концами. Конечно, в визуальном изображении кроется сакральная идея, однако чаще всего трудно считываемая. Какие ощущения вызывает у гостей Алматы новый туристический бренд? Что говорит он о нашем городе и говорит ли вообще что-нибудь?