Смеркалось.  С помощью травы и песка я отер руки от крови, спустился вниз и поймал другую машину.

Не знаю, кого мне нужно благодарить за то, что это был единственный опасный инцидент за время моих путешествий – себя (за осторожность)  или высшие силы (за заботу).

На трассе – я суеверный.

Аман

Был случай: мы с товарищем остались вдвоем в половину третьего утра у поселка недалеко от Павлодара. Ни один человек не хотел подбирать двух  татуированных бородатых мужиков, ковыляющих по обочине с табличками. Но чудеса случаются -  после двух часов нудной прогулки мы усаживаемся в  ВАЗ 2114 и знакомимся с водителем Аманом из села Лебяжье. Как и все, я, часто сужу о людях по внешнему виду, однако, здесь я обманулся. Аман оказался весьма вежливым парнем:

- Ээ, как вы, отчаянные такие, здесь оказались?

- Мы путешествуем автостопом, не тратим деньги на дорогу, это такая идея, фишка

- Экстремалы, что ли? Дома не сидится? А если убьют?

- Ну, ты ж не убивать нас остановился .

Аман протягивает мне открытую пачку сигарет:

- Куришь?

- Курю.

- Угощайся. Бери сколько нужно и друга своего угости.  Часто вас подбирают? Вы вон как зеки -  все в наколках, бородатые. Но я людей вижу -  сам не сидел, не подумай, просто сук повидал, всякие бывают, а по вам видно сразу: не бандиты, не чурки, но наколки ваши, это да-а-а-а. Я бы, если не понимал, что просто красивые картинки на себе рисуют, то не взял бы вас. А так, надо ж помочь, мы ж казахстанцы, братья все.

- Подбирают часто, просто не все далеко едут, так и мотаемся по 50-100 километров.

- Эй, смотри, вон семские номера, сейчас поморгаю ему, остановлю, земляк ваш же, увезет.
Аман останавливает машину, едущую впереди, выходит и разговаривает с пареньком, мягко говоря, напугавшимся.

- Салам Алейкум, брат, возьми земляков до Семска, застряли пацаны.

- Не-не, у меня места в машине нет.

Аман светит фонариком от зажигалки в задние стекла, убеждается, что паренек едет один и продолжает разговор:

- Ну, ты ж один едешь, нормальные ребята, путешественники, помоги, войди в положение!

Решив представиться лично, мы выходим из машины, здороваемся. И тут парень резко нажимает на газ и с воплями «Нет,  я сказал!»  срывается с места.  Аман негодует:

- Не человек, жалмаузами таких называю. Поехали, пацаны, довезу, куда смогу.

Мы доезжаем чудь дальше Лебяжьего, Аман высаживает нас, помогает одеть рюкзаки, жмет мне руку, в которой я нащупываю купюры. Естественно, отказываюсь, но  Аман обижается:

- Бери-бери, брат. И чтоб курева себе купили, воды и пожрать обязательно, вон, на заправке, а то желудки выплюнете оба.

В такие моменты меня всегда охватывала вселенская любовь. Возможно, это моя слабость или недостаток, но я быстро забываю плохое, старательно сохраняя в памяти все хорошие и положительные впечатления от людей. В ответ тоже хочется творить добро.

После этой поездки было еще несколько «стодолларовых рейсов», но ни один из них не отличался ничем примечательным, пока я не решил выехать до Алматы.

Основательно поразмыслив, я пришел к выводу, что 100 долларов слишком «кучерявая» сумма и сократил бюджет до 10 000 тенге на все следующие поездки. Этой суммы идеально хватало на 5-7 дней пребывания в другом городе, в условиях экономии.

Автостопом в Алматы

28 апреля 2015 года  в 7:00  я вышел на трассу М-38. Мне предстояло проехать 1141 километр до Алматы. Многие мои друзья советовали мне опробовать именно этот отрезок, аргументируя это тем, что алматинцы - очень отзывчивые и «в доску свои за такую тему». Ребята не ошиблись. Это была самая добрая моя дорога за всё время. Мне предстояло пройти 4 контрольных точки: Калбатау — Аягоз — Талдыкурган — Алматы. Расстояния более 1000 км всегда утежеляли мой рюкзак. В эту поездку его вес составил 12 килограмм, обычно я укладываюсь в 7.

В очередной раз я убедился, что Семипалатинск — очень проблемная стартовая точка для путешествий автостопом. Во всех случаях на выезде из родного города приходилось стоять по 4-6 часов. В этот раз я простоял 5. На шестом часу меня охватила злость, и я пошел пешком. Идти пришлось почти до Привольного, где меня подобрали двое мужчин преклонного возраста, они держали свой путь в Калбатау, куда мне нужно было доехать, чтоб выйти на прямую трассу до Алматы, А-3. Удивительно для себя, я сразу уснул в машине и пришел в себя от  похлопывания по плечу:

- Ай, балам, бул Калбатау, жол болсын, балам.

Дойдя до А-3 я снова встретил удивительного человека на старом УАЗе.

Ермек — электромонтер из Семипалатинска, обслуживающий линии электропередач до самого Аягоза, куда он и направлялся по поручению бухгалтера. Водитель внимательно выслушал меня, погрузил вещи в салон, сам застегнул мой ремень безопасности и начал справляться о моем самочувствии:

- Ты, наверное не ел, да?

- Да, я обычно почти не ем в дороге

- Так дело не пойдет. Странник должен быть сыт, сейчас манты поедем есть, иначе,  как ты до Алматы доедешь! Денег не предлагай, ты в этой машине - гость, я тебя приглашаю.

Это был первый раз, когда водители не только подобрали меня, но и настаивали на то, чтобы я разделил с ними обед или ужин. Сказать, что я был потрясен и убедился, что ребята из Семипалатинска оказались правы - не сказать ничего. Дорога была очень веселой, Ермек рассказал кучу историй про рабочие казусы, про людей, которых он повидал на трассе, про споры с работниками дорожной полиции. Я сам не заметил, как мы приехали к  Аягозу.

 Аягоз удивил меня не меньше Ермека. Стоило мне пройти около ста метров, как впереди остановилась машина: за рулем мужчина моего возраста с женой, сзади - двое малолетних детей. Разговор начался неожиданно:

- Ай, салам, ты чо, красавчик, да?

- Что!?

- Я имею в виду,  базара нет, ты - красавчик!

- А, спасибо.

- Путешествуешь, да?

- Ага.

- Пешком? 

- На попутках я.

- Поехали, город покажем тебе!

Я немного помялся с носочков на пятки, понял, что ноги уже изрядно устали и согласился. Экскурсия прошла довольно быстро. О каждой достопримечательности, а их было всего три, мужчина говорил с большой гордостью.

На память меня попросили сфотографироваться с семьей, после чего мы попрощались, и я побрел в сторону Уч-Арала. Не прошло и двух минут, как меня подрезал военный грузовик, откуда выскочили военные-контрактники:

- Ай, салам, брат, я - старшина! А он - лейтенант!

- Очень приятно, ребята, я могу вам помочь?

- Да не, ты ж гость у нас?

- Да.

- Поехали, город тебе покажем!

В этот момент мне стало одновременно и приятно, и смешно - я стал в городе генерировать сиквел: «День Сурка 2: Аягоз» или «День Сурка 3: Поехали, братан!»

 В общем, я согласился на повторную экскурсию, чтобы дать ногам еще немного отдохнуть и не обидеть военных. Я чувствовал себя путешественником во времени. Военные также высадили меня на выезде из города, каждый пожал мне руку, обнял и пожелал счастливой дороги. На этом петля времени в Аягозе не закончилась, через 3 минуты со мной поравнялась еще одна машина, за рулем который был дядя Лёня:

-  Путешествуешь?

- Да, в первый раз.

- Ну, поехали, я тебе город покажу!

В этот момент меня охватил полнейший ступор, слова вылетели из головы, я не знал, как отказать этому улыбчивому мужчине.

- Знаете, я как-то ...

Тут дядя Лёня резко меняет лицо с жизнерадостного на угрюмое и цедит через зубы:

- Что, не нравится, да, Аягоз?

Я всё также стою и не знаю, что ответить

- Да мне тоже не нравится, г**но, а не город.

Дядя Лёня делает полицейский разворот и уезжает обратно в город, оставляя меня истерически хохотать на обочине. За время поездки мне пришлось пройти пешком около 20 километров. Перепробовав все развлечения на свете, я остановился на том, чтобы идти по трассе и во всё горло орать  классику мирового шансона. Дико увлекательное занятие.

За время, что я прошел от Аягоза до Уч-Арала, рядом со мной сбрасывали скорость несколько машин, водители вываливались из окна почти наполовину и кричали «Эй, не вздумай вот так в Уч-Арал ехать! Не надо!». Оказывается, Уч-Арал славится своими дорожными разбоями и грабежами, как мне объяснили полицейские на посту.

В конце концов, мне удалось остановить дальнобойщика, который ехал напрямую до самой Алматы; как раз этот человек и стал самым интересным попутчиком, которого я когда-либо встречал. Во время дороги мы настолько сговорились, что по приезду обменялись номерами и до сих пор поддерживаем общение в WhatsApp.

Человека, который спас меня от въезда в Уч-Арал зовут Максим, и этот водитель -  настоящий феномен. Всю дорогу мы обсуждали экзистенциализм, теорию вероятности, мировую политику и нейро-лингвистическое программирование. Именно за этот отрезок пути я намотал на ус все те житейские мудрости, которые привели меня к конечному решению — переехать в город яблок.

Максим поделился со мной занимательными фактами, историями своих ошибок, и, самое главное — ни слова о проститутках! Из всех наших разговоров я усвоил одно простое правило от «Безумного Макса»:

- Давай я проще скажу, ты хочешь жизнь поменять? Давай ж*пу в руки, не думай о деньгах ты этих, не думай о том, как этого достичь — сел и поехал, выключи мозг, сделай то, что хочешь, а не то, что, якобы положено. Чем сильнее ты морочишь себе голову своими «как, зачем, сложно- не сложно, смогу — не смогу, тем дальше от тебя все это!

Дорога до Алматы заняла 37 часов. Это была самая длинная автостоп-поездка за всю мою историю. 37 часов переосмысливания ценностей, 37 часов мой закостенелый уклад переворачивался с ног на голову. Я очень много перематывал в голове этот монолог. В Алматы я провел около 5-6 дней, которых хватило, чтобы разглядеть город заново и влюбиться. Влюбиться в своих друзей, в улицы, дома, погоду.

В начале рассказа я упоминал о конце своего пути. В тот момент я осознал — вот он, я нашел всё, что я желал. Вернувшись в Семипалатинск, я перебрал рюкзак, доехал до Астаны, где также повидал всех старых знакомых.

За время своих путешествий я побывал в 15 городах, большинство из них - провинциальные, небольшие, основанные на 1-2 предприятиях, на которых и трудятся почти все жители. Как обывателя, меня всегда интересовали такого рода поселения, возможно, потому, что я и сам уроженец такого города.

Усть-Каменогорск, Павлодар, Экибастуз, Октябрьск, Серебрянск, Бухторма, Шульбинск, Бурабай, Караганда, Щучинск, Астана, Алматы, Аягоз, Талдыкорган, Сарканд, Риддер, Атбасар.

Год за годом я наблюдаю за молодежью, которая заканчивает школы, поступает в ВУЗы и строит дальнейшие планы на жизнь. Большая часть грезит Россией, заграничными институтами, зарплатой в рублях и развитой индустрией развлечений. Потенциальные будущие умы страны утекают за границу, даже не подозревая, сколько прекрасных мест и людей есть в Казахстане.

В дороге мне часто задавали один и тот же вопрос: «Зачем?» Из раза в раз мой ответ практически не изменялся, я всегда хотел знать и видеть свою страну изнутри, посмотреть всё, что только возможно, вдоль и поперек. Это вполне естественное и осуществимое желание для каждого казахстанца моего возраста.

Меня трудно назвать образчиком патриотизма, я слабо знаю государственный язык, традиции и обычаи коренного народа моей страны, но при всем моем ханжестве я уважаю этнос и историю. В правильном восприятии этого слова, я считаю себя патриотом. Мне нравится Казахстан, я не могу сказать, что меня когда-либо теснили или не давали развиваться. Все, что я когда-либо не успел сделать, возможности, которые я упустил, а также прошлые ошибки — ответственность за это лежит исключительно на мне.

Недавно я переехал в Алматы. Пришло время устраивать свою жизнь, остановиться, найти работу и «встать на ноги».

Мне 24 и я только начал жить.