Кого лично стоит бояться (министр культуры не в счет), пока непонятно: в ведомстве заявили, что ответить на вопрос о составе худсоветов временно не представляется возможным, так как работа по их формированию ведется вместе с работой непосредственно их самих. Поэтому пока о другом – о том, как прошел последний театральный сезон без присмотра советов и комиссий.

Начался сезон с обращения директоров и худруков государственных театров Алматы в минкульт, где деятели попросили развеять слухи о передаче южностоличных театров в ведение городского управления культуры. Опасения оказались напрасными: весь профессиональный год восемь театров продолжали получать щедрое (разумеется, лишь по сравнению с регионами) министерское финансирование. Больше того, министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы даже заявил, что готов взять под крыло и театры Астаны, правда, пока этот план так и не реализовал.

Однако без реформ не обошлось. Едва выступив на пресс-конференции о возможной передаче театров в ведение акимата, директор и главный режиссер Немецкого театра Ирина Симонова лишилась должности. Главной причиной отставки постановщика называли тот факт, что за семь лет руководства театром она так и не смогла добиться решения вопроса с новой сценой для Немецкого. На место Симоновой назначили известного по АНК Александра Дедерера, который меньше чем за год в должности уже утвердил проект строительства нового здания для театра. По планам, оно будет располагаться на прежнем месте и представлять собой монументальное многоэтажное сооружение. Художественное руководство театром перешло к Наталье Дубс. За сезон она обновила труппу, как вернув в театр прежних звезд, так и пригласив молодых артистов, а также представила два премьерных спектакля, в том числе один – «Пробуждение весны» по Ведекинду – в собственной интерпретации.

По количеству премьер за сезон рекордсменом стала русская драма. В театре Лермонтова показали четыре новых спектакля на основной сцене и три – на камерной. Две классические постановки – «Ревизор» и «Чайка», две французские комедии – «Ужин с дураком» и «Трансфер», два эксперимента: режиссерский – «Наш городок» и актерский – «Визиты к мистеру Грину», а также моноспектакль «Я жду тебя, любимый» - «лермонтовцы» в сезоне пытались угодить всем. Но несмотря ни на это, ни на другую приятность в виде очень симпатичного нового набора в труппу, сезон в театре все равно как начался с одного скандала, так другим скандалом закончился. Под конец июня в «лермонтовке» хулиганы разбили стеклянные входные двери, а на сайте было опубликовано гневное письмо коллектива, где авторы выразили опасение, что сегодня в них бросили камень, а завтра могут (почему-то) – гранату.

 

Трагическим стал сезон для казахского ТЮЗа, о котором весной заговорили в СМИ по страшному поводу: в гримерке театра перед спектаклем нашли тела двух актеров. По предварительной версии, артист ТЮЗа, исполнитель ведущих ролей и обладатель нескольких театральных премий Мухитдин Шинтаев сначала убил свою бывшую супругу, актрису Гаухар Шарипову, а потом покончил с собой. В последние годы самоубийства в казахстанских театрах не такая уж, к сожалению, редкость: в позапрошлом сезоне актер выбросился из окна в алматинском театре имени Ауэзова, в прошлом – актриса повесилась в гримерке в карагандинском театре имени Сейфуллина.

В кулуарах мне доводилось слышать своеобразное мнение относительно происшествий: мол, покончить с собой в храме искусства – это грех вдвойне… Но по большому ведь счету такие инциденты не просто говорят, а уже кричат о проблемах в отечественном театре, которые Минукульту необходимо решать. Пусть уже, так и быть, посредством советов.   

Что до частных театров, то по календарю сезон закрыл только один из них – ARTиШОК. У первого в Казахстане независимого театра сезон начался под знаком фестивалей, а всего за девять месяцев их на счету ARTиШОКа оказалось четыре, и закончился на мажорной ноте подготовки к юбилею. В сентябре театр откроет свой XV сезон, к которому начнет готовиться уже со дня на день – как только вернется из Милана. В Италию ARTиШОК повез свой самый популярный спектакль, «Прямопотолеби», и он будет претендовать на престижную театральную премию Il teatro Nudo di Teresa Pomodoro.

В круговороте молодых театральных трупп в сухом остатке оказался ноль: за сезон появились два новых театра, два прекратили существование. Театр BT, представив в мае довольно сильный спектакль «Одноклассники» в постановке таджикского режиссера Барзу Абдуразакова, уже в июне объявил себя банкротом и начал распродажу имущества. Руководитель ВТ Айгуль Султанбаева пообещала передать готовые спектакли другой театральной площадке и продолжать следить за их судьбой.

Канул в Лету и театр diWel, который после смены локации и ухода основателей преобразовался в новый проект – арт-убежище «Бункер». Как театр «Бункер» дебютировал со спектаклем «Банка» и будет показывать его все лето в своем бомбоубежище в центре Алматы. Театр «Свой» под руководством Дмитрия Дягилева тоже на каникулы не собирается: официально об открытии коллектив объявил в конце мая. Пока спектаклей в афише «Своего» нет (хотя в запаснике у театра аж две постановки), на лето планируются только живые концерты.

Не исключено, что государственные театры в новом сезоне могут приостановить активность: слишком много непонятного перед каникулами оставил Минкульт в деле о культурной политике страны. Похоже, что это неплохой шанс для независимых театров выйти на первый план, и они его уже начали реализовывать. В Алматы, пока редко и робко, начало заявлять о себе движение «Партизанский театр», вдохновленное успехами аналогичного «Партизанского кино». Подробнее о подпольном театральном движении – в следующий раз.