Гульмира Биржанова, медиа-юрист, специально для Vласти
В то время, когда в законодательном забеге «галопом скачут» лоббируемые кем-то законопроекты, один, весьма важный для общества документ плетется где-то далеко позади. Речь о законопроекте «О доступе к информации». В России аналогичный закон, до его принятия, обсуждали почти двадцать лет. И мы туда же? Настораживает то, что брать пример с России, стало для казахстанских чиновников и законодателей чуть ли не «правилом хорошего тона».
Сколько раз народные избранники и Правительство откладывали разработку, а потом и принятие данного законопроекта, не вспомнит даже плесень где-нибудь в подвалах здания Парламента РК. Один раз, когда документ вот-вот обещали рассмотреть, а возможно и утвердить – случилось страшное: депутаты нижней палаты парламента пришли к выводу, что они не соответствуют требованиям времени, о чем собственноручно расписались под обращением к Елбасы. Самороспуск.
Пока новоиспеченные народные избранники водружали на свои плечи бремя депутатских мандатов, об упомянутом законопроекте на время забыли. Учитывая, что часть депутатов предыдущего созыва, после роспуска вдруг передумала уходить и вернулась обратно на насиженные депутатские кресла то, что столь важный документ остался без внимания, как минимум – странно. Кстати, вернулись в Мажилис даже те депутаты, кто ранее публично каялся в собственной профнепригодности. Но, оставим это на их совести.
Наконец о законопроекте вспомнили, и «вести» этот взялся все тот же мажилисмен Жакып Асанов, который и «шефствовал» над ним ранее. Вот-вот документ должны были провести через нижнюю палату парламента, как вдруг новое «ЧП» – депутата Асанова срочно «командировали» заместителем Генерального прокурора РК. Свой депутатский мандат он сдал, вместе со своими обязанностями, и законопроект остался на некоторое время «сиротой».
Теперь многострадальный проект закона попал «в руки» к депутату нижней палаты Нурлану Абдирову. По последним данным на днях должна состояться презентация документа на одном из заседаний НДП «Нур-Отан». Будем надеяться партийцы, публично ратующие за прозрачность государственных органов, подкрепят свои призывы реальными действиями.
Что касается сути самого законопроекта, то инициаторам его разработки и собственно, авторам, нужно аплодировать стоя. В случае его принятия в нынешней редакции, различным чиновничьим отпискам и играм в молчанку придет конец. Вопрос предоставления информации будет, наконец, урегулирован законодательно. За нарушение – реальное наказание.
За примерами далеко ходить не нужно. Взять хотя бы информацию о бюджетных тратах. Некоторые чиновники так ревностно охраняют эту тайну, будто пытаешься заглянуть в их личный карман. При обращении в госорганы, те под разными предлогами не желают давать ответа. Кто-то по своему уразумению считает, что это секретная информация. Кто-то отмалчивается. Кто-то отсылает к иным органам. Не так давно ОФ «Правовой медиа-центр» работал над составлением базы данных получателей государственного заказа в СМИ. Письма с просьбой предоставить информацию мы разослали в государственные органы заранее, а ответов от некоторых адресатов так по сей день и не дождались!
Работай уже сейчас нормы закона «О доступе к информации», чиновники не были бы столь молчаливы. Во всяком случае, у нас был бы реальный рычаг заставить их говорить. Кроме того, и сами носители информации – то есть госорганы, нацкомпании, разного рода учреждения – все четко понимали бы, какую информацию они обязаны предоставить по закону, а какую нет.
Сегодня, повторюсь, каждый бастык решает этот вопрос сам, исходя из собственных мироощущений и интересов. Как показывает практика: интересы эти частенько идут вразрез с интересами рядовых граждан.
По статистике, непредоставление информации - самое частое нарушение прав казахстанских СМИ. Кроме того, до сих пор в отечественном законодательстве нет четкого определения некоторых видов «тайн», нет четкого определения информации «ДСП», то есть «для служебного пользования». Пользуясь этим, чиновники скрывают под грифом «ДСП» либо «секретно» практически всю информацию.
Что важно, в законопроекте «О доступе информации» содержится четкое определение «Запроса». К тому же, если обратить внимание на документы, что лежат сегодня на рабочих столах депутатов, приходишь к выводу, что закон о доступе к информации – пришло самое время.
Как раз сегодня рассматриваются те документы, которые непосредственно связаны с наши «мучеником». Например, проект закона «О персональных данных», требования которого, по сути, тесно переплетаются с рассматриваемым нами документом.
Если брать выше, то Казахстан не так давно вошел в Совет ООН по правам человека. Это конечно почетно и не может не радовать. Но, есть одна «маленькая» проблема: как быть с правами самих казахстанцев? Например, с гарантированным правом граждан получать информацию?
И ещё. Парадокс в том, что тяжелые и непрекращающиеся в нашем государстве бои с коррупцией, могли бы пойти по иному сценарию. Стоит только принять закон «О доступе к информации», как в руках у борцов с мздоимством появится новое оружие. То, чем можно разбомбить бюрократические дзоты, в которых надежно окопались наши чиновники. Однако использовать эту возможность законодатели почему-то не торопятся. Не потому ли, что война, объявленная коррупции ведется чисто декларативно?