Удаленное управление банковскими счетами посредством Интернета через стационарные и мобильные устройства или как сейчас принято говорить интернет-банкинг – одно из наиболее интересных технологических решений за последние двадцать лет. Некоторые системы обслуживания настроены в полном смысле фантастически, начиная от того как это выглядит, заканчивая тем как это работает. Но это только начало. Именно сейчас мировой интернет-банкинг выходит на новый виток эволюционной спирали. Технологии и скорость их внедрения станут принципиально иными.
Для начала, давайте, немного обратимся к истории. Как известно идея создания интернет-банка возникла в Америке. К этому подтолкнуло существовавшее в США ограничение на открытие банками филиалов в других штатах. Первый банк, обслуживающий клиентов через Интернет появился в 1995 году. В начале 2000-х продвижение онлайн услуг в Штатах и странах Западной Европы стало более-менее активным и постепенно получило доверие со стороны клиентов. Сегодня системы банковского обслуживания через Интернет успешно работают не только в крупнейших западных банках, но и в сотнях средних и мелких банков по всему миру. Они предлагают клиентам дистанционные сервисы на качественном уровне, в полной мере использующем возможности Интернета.
Современная тенденция в развитии удаленных каналов обслуживания клиентов – миграция финансовых услуг в сторону мобильного-банкинга. Наверное, не ошибусь, если скажу, что банковские системы развитых экономик уже на пороге мобильной эры. Изменение природы коммуникаций и сопутствующая этому смена потребительского поведения ведет к тому, чтобы мобильные приложения стали основными каналами распространения банковских продуктов.
Для этого уже возникли все предпосылки. Прежде всего, мобильные технологии сегодня становятся все более доступными практически во всех областях жизни. По разным оценкам, к концу 2014 года проникновение смартфонов на рынках США, Великобритании, Австралии, Сингапура, Гонконга, ОАЭ и других развитых экономик может составить порядка 70-80 процентов. Однозначно поступательно расширение «смартфонизации» пойдет и среди представителей так называемого среднего класса в менее развитых странах. Кроме того, обозначился общий тренд на более высокий темп прироста доступа к Интернету через мобильные устройства, по сравнению с проводным интернетом. Все это логично способствует переносу интереса на сектор мобильных приложений.
В этих условиях будущее работы мирового банковского ритейла и осуществления платежей становится еще более четким, то есть так или иначе, ориентированным на мобильный сектор. Постепенно увеличится число банков выделяющих мобильный-банкинг в отдельный самостоятельный бренд. Первопроходцы в этом направлении американский «Movenbank» и европейский «Hello bank!», стартовавший в этом году в Бельгии, Германии и Франции с перспективой прихода в Италию. Однозначно в ближайшее время мобильные банки дополнительно предложат рынку новые продукты и приложения, разработанные специально для мобильных устройств.
На мой взгляд, еще одна перспектива ближайших лет – активное развитие технологий бесконтактных платежей NFC (Near Field Communication), так называемые коммуникации ближнего поля. Касательно мобильных технологий это выглядит как «привязка» смартфона, поддерживающего технологию NFC к банковскому счету пользователя, когда для оплаты достаточно будет приложить телефон к терминалу, ввести код, и деньгу буду списаны со счета.
Для того чтобы использовать новые возможности банковский сектор будет расширять сотрудничество с платежными системами как Wallet от Google, а также Pay Pal и Square и другими, которые соответственно будут расширять свое покрытие розничного пространства.
В целом еще лет через 10-15 банковский счет наиболее технологически продвинутой части потребителей станет неотличим от обычного приложения на мобильном устройстве и будет включать весь необходимый функционал. При этом, конечно, весь банкинг станет мультиканальным, сохраняя традиционные направления, но в более технологичных формах.
В контексте мировых тенденций в развитии интернет-банкинга Казахстан имеет хорошие возможности и перспективы. Нет необходимости проходить долгий эволюционный путь, можно грамотно оптимизировать наиболее удобные и востребованные сервисы, при этом сделать это сразу на высоком уровне. Сейчас наша задача предложить интуитивно понятные технологии и доказать клиентам, что интернет-банкинг в различных формах реализации это действительно удобный и безопасный инструмент.
Предполагаю, что найдется немало критиков систем интернет-банкинга, предоставляемого сегодня казахстанскими банками. И это, в принципе, нормальное явление, тем более что на самом деле есть что покритиковать. Но мне бы хотелось, чтобы в нашем обществе было четкое понимание – развитие удаленных каналов обслуживания – это приоритетное направление, которое банки должны, хотят и будут продвигать, чтобы стать частью жизни своих клиентов.