Канат Шаймерденов, журналист, специально для Vласти

 

Моя сестра, умудренная жизненным опытом, но смутно разбирающаяся в финансовых инструментах, спрашивает меня, нужно ли ей покупать акции КТО. Что ей ответить?

 

Прежде всего, стоит, наверно, разобраться, зачем правительству нужна эта всенародная акция. Чтобы обобрать народ? Абсурд. Дать старт приватизации наших «голубых фишек» в качестве пробного шара? Возможно. Проводить IPO за рубежом в нынешних экономических условиях весьма рискованно на фоне тотальной фобии у инвесторов. Зато «дома», разместив первоначально, скажем, 10% акций, можно будет прозондировать, насколько ценны бумаги на самом деле. Заодно, проект способствует введению «народного» капитала в оборот, а также некоторому оживлению KASE. 


Первый вывод, на мой взгляд, таков, что народное IPO КазТрансОйла – это достаточно серьезное мероприятие государства. Мы все видим, что оно приобрело уже политическое значение. Регионы рапортуют о массовой подаче заявок населением, депутаты показывают пример «удачного» вложения это средств, духовенство называют акцию «халялной», а глава "Самрук-Казына" Умирзак Шукеев уже озвучил сумму в более 3 млрд. тенге выкупленных акций.

 

И чем громче будет звучать вся эта PR-кампания, тем больше правительство связывает себя определенными обязательствами. Это нормально, поскольку социальная составляющая этого народного IPO весьма значительна – дать населению немного заработать на акциях КТО, а не наоборот, потерпеть убытки. В каком-то смысле, это "понарошечное" IPO с минимальным риском и достаточно внятным месседжем, что на первых порах (2-3 года, может больше) правительство дает определенные гарантии. Это прослеживается во всех публичных движениях представителей власти.
 

Важнее другой вопрос, что делать с выкупленными акциями? Многие потенциальные акционеры сравнивают, а не проще ли открыть банковский депозит с ежегодным 9 процентным доходом и гарантией выплаты государством до 5 млн. тенге в случае форс-мажора.

 

Это уже зависит от психотипа человека, если вы склоняетесь больше к статике – обращайтесь к услугам банка, потому что в качестве акционера от вас потребуется некоторая сноровка и как говорят в народе – «чуйка».

 

Народное IPO 2006 года акций Казахтелекома позволила некоторым нашим согражданам чуть ли не удвоить вложенный капитал за очень короткий срок - акции оператора связи стали сразу и быстро расти после IPO. В один из таких моментов мой приятель продал акции, рассчитался с кредитом и оказался в весьма хорошей прибыли. А если бы он был человек из будущего, то можно было дождаться этой небывалой (можно сказать, «загадочной») выплаты дивидендов на 225 млрд. тенге, которую Казахтелеком предпринял в этом году, и что вызвало рекордный рост стоимости акций.

 

То есть, погодите говорить о процентах по дивидендам. Не исключено, что после IPO некоторые толстосумы начнут концентрировать у себя акции КазТрансОйла, тем самым вызывая спекулятивный рост стоимости акций. Продают ведь не Казпочту, где перспективы нужно еще поискать, не Казатомпром, с очень специфичным видом бизнеса. Это КазТрансОйл, транспортные артерии для главного нашего экспортного продукта – нефти. Именно поэтому его акции продают первыми, чтобы почин был хороший.

 

Из этих же соображений, можно быть почти уверенным, что дивидендная политика главного акционера в первые годы будет очень лояльной по отношению к миноритариям. Правительство (акционер) еще с не меньшим эффектом заявит о первой выплате дивидендов новым акционерам – кампания народного IPO только же началась. Да и показатели деятельности КТО за первое полугодие позволяют рассчитывать на лучшее: почти 17 млрд. тенге чистой прибыли, что на 30% сверх запланированного.

 

Какой же процент будет выплачивать акционер по дивидендам? История КТО показывает, что в последние два года выплачивалась практически вся чистая прибыль. С появлением миноритариев, говорят о не менее 40% от чистой прибыли, что тоже неплохо, хотя и странно, почему вдруг сразу такое предположительное снижение.

 

Прошу понять меня правильно. Я отношусь ко всей этой затее как оптимист. Если люди вокруг немного заработают, от этого только позитив. Нельзя же считать, что правительство априори против народа. И я не вижу никакого смысла, чтобы правительство так себя подставляло, не заручившись гарантией благополучного исхода дела, по крайней мере, на среднесрочный период.

 

По всем политическим правилам, нельзя сначала консолидировать общество вокруг какой-то идеи, а потом обмануть его. Это очень чревато последствиями. 


Сестре же я скажу, что англичане в таких случаях говорят: «хочешь узнать, насколько вкусный пудинг, нужно его съесть».