1. То, что сосед веками занимается земледелием, это понятно. Но если взять нашу ирригационную систему, то можно сказать, что старые оросительные каналы в Казахстане практически разрушены и находятся в аварийном состоянии.

2. Еще одна причина, это очень медленный переход на систему капельного орошения, которая позволяет экономить до 90% воды и увеличивать урожай за счет точечного попадания воды к корням растений. В среднем цена капельного оборудования на 1 гектар варьируется от $2000 до $5000, в зависимости от страны-производителя и желаний клиента. С одной стороны «капелька» вроде субсидируется до 40% за счет госказны, но только для фермеров с участком от 5 га и выше. Если у тебя участок меньше, то не суйся со своими глупыми вопросами, и не отвлекай занятых людей в акимате, Даму и КазАгро. Как вариант, нужно объединяться в кооперативы с такими же мелкими фермерами, чтобы в сумме получилось выше 5 га. На объединение наши фермеры не идут. Возможно, поможет новый законопроект, который МСХ внес на обсуждение по части совершенствования законодательства в сфере АПК.

3. Третья причина, о которой мало говорят, это глобальное потепление. Скорее всего вы уже знаете, каким образом оно работает. Если в одной части планеты люди страдают от наводнений и постоянных дождей, то в другой —  от засухи. В этом году южные области Казахстана снова столкнулись с небывалой засухой. Простые мелкие фермеры поливали меньше, чем за такой же период прошлого года, и даже крупные КХ сталкивались с этой проблемой. К примеру, в Бартогайском водохранилище, которое через Большой Алматинский Канал (БАК) поливает практически весь Енбекшиказахский район Алматинской области, уровень воды в этом году очень низкий. В небольших речках, русла которых ведут в Капчагайское водохранилище, сейчас редко можно увидеть воду. И как результат, плохие показатели продукции плодоовощеводства.

Но по другим сведениям, в предгорных зонах поливной воды не было из-за людей, имеющих над ней прямой контроль. Эта ситуация, конечно же, удручает.

Обо всем не расскажешь. Представляете, сколько проблем вытекает из приведенных мною причин? Как минимум — плохой урожай и плохое качество плодов, а как максимум  — продовольственный кризис и высокие цены на продукцию плодоовощеводства. Есть еще один фактор - забор воды в трансграничных реках со стороны Китая. Сейчас наш сосед строит канал от реки Или до западной части Таримской впадины в СУАР, которая является самым крупным бассейновым ландшафтом Центральной Азии.

Решение назревших проблем я вижу как минимум в скорейшем переходе на оборудование для капельного орошения. А если зреть в корень, то в перспективе необходимо создавать абсолютно новую систему водных ресурсов в целях эффективного использования воды, предназначенной для сельскохозяйственных нужд.

И тут, как пример, на помощь должны прийти израильские технологии. 40 лет назад единственным источником пресной воды в Израиле было озеро Кинерет (Галилейское море). Сейчас ситуация изменилась, и уже почти 75% пресной воды для 8 млн. населения поступает за счет опреснения морской воды на нескольких заводах государственной компании Мекорот. Всеизраильский водопровод включает в себя трубопроводы, насосные станции, резервуары, акваферы, открытые каналы и туннели, т.е. задействованы все источники воды страны, в том числе и артезианские бассейны и сточные воды. Для сельского хозяйства в основном используется очищенная канализационная вода. Компания Мекорот передает на нужды сельского хозяйства 75% переработанных сточных вод. Это позволило превратить пустыни Негев и Арава в регионы с развитой сельскохозяйственной инфраструктурой, которая поставляет продукцию в страны Европы и бывшего Советского Союза. Все это позволяет регулярно снижать в стране цены на воду. Так что, когда будете жевать салат из руколы, сидя в дорогом ресторане, или открывать фиником Ифтар во время месяца Рамадан, не забывайте, откуда эта продукция.

Компания активно экспортирует свои технологии в другие страны. В июле этого года Министерство окружающей среды и водных ресурсов РК и компания Мекорот подписали меморандум о сотрудничестве в сфере управления водными ресурсами Республики Казахстан. Будем надеяться, что за этим меморандумом последуют серьезные и глубокие изменения в управлении водными ресурсами нашей страны. Пока больше никаких новостей об этом проекте не было.