Светлана Ромашкина, журналист, специально для Vласти

 

В четверг произошло событие, которое померкло рядом с сообщением о трупах на границе и землетрясении.  Однако, оно тоже из разряда потрясающих. Кинотеатры Казахстана попросили снять с проката фильм Саши Барона Коэна "Диктатор". Для тех, кто в кино нечастый гость, поясню - это новая картина человека, подарившего миру "Бората".

 

В "Диктаторе" речь идет о правителе страны Вадия Алладине. Это такое государство в пустыне, в котором много нефти, а во главе стоит недалекий, кровожадный, но весьма несчастный тиран. Родственник  диктатора решает подменить его двойником. В итоге лишенный власти Алладин оказывается в Нью-Йорке и начинает новую жизнь - сотрудника вегетарианского магазина. Это невероятно смешной фильм, местами он страшно неприятный, и я бы кое-что вырезала.

 

 Достается в "Диктаторе" всем: тиранам, демократам, китайцам, американцам, евреям, лесбиянкам, веганам, нефтяным компаниям. Но лента казахстанского зрителя не оскорбляет.

 

По крайней мере меня больше оскорбляет работа в стране комании МММ, нежели "Диктатор". Когда этому фильму дали прокатное удостоверение, я сильно удивилась. Были опасения, что Саше Барону Коэну припомнят Бората. Но две недели назад я поняла, что власть не злопамятна. Фильму дали широкий экран. В четверг я поняла, что власть не только злопамятна, но еще и не может выйти из как ей, власти, кажется щекотливого положения достойно.

 

Через две недели успешного проката засуетились, хотя был ли смысл суетиться?

 

Ну вышел фильм, через неделю бы уже шел в тройке залов ночными сеансами, и все бы про него благополучно забыли. В итоге что вышло: кто даже не собирался  смотреть «Диктатора», скачают его в интернете – просто ради любопытства. 

 

Выяснилось, что фильм, которому Министерство культуры выдало прокатное удостоверение, можно  так просто снять с экрана. И здесь  сразу возникает много вопросов. Например, когда в 2010 году пошла речь о внедрении прокатных удостоверений, называлась одна причина -  введение  возрастного ценза. Т.е если в минкультуры считают, что фильм "Теряя невинность в Алматы" должен получить самый высокий возрастной  рейтинг, это значит,  что студентов на него пускать не будут.

 

Хотя тоже вопрос - в 18 лет человек считается достаточно взрослым для того, чтобы отдать свою жизнь за Родину служа в армии, страдая от дедовщины и прочего, но он слишком молод для того, чтобы увидеть женскую грудь на экране. Ну ладно, я отвлеклась. Нам обещали, что внедрение прокатных удостоверений не будет носить запрещающий характер. То есть нам разрешат смотреть в кино все, что смотрит весь мир, но только по нашему, казахстанскому возрастному индексу, который строже чем американский и российский. Нам солгали? Смотреть можно не все?

 

Интересно, знали ли в Минкульте, что Саша Барон Коэн персона нон-грата в кинотеатрах Казахстана? Допускаю мысль, что конфуз вышел  из-за того, что сотрудники учреждения не знали, что Саша Барон Коэн и Борат - один человек и по случайности фильм пропустили.

 

А может, и знали, но решили, что "Диктатор" не носит название "Борат-2", значит, можно пропустить.  Каковы бы не были ответы на эти вопросы, выходит одно:  кто-то принимает решение, что казахстанцам смотреть, а что – не смотреть. Создан прецедент. И очень хочется узнать, что будет дальше. Разрешат ли нам посмотреть драму про жизнь великого певца Фредди Меркьюри, которого сыграет Саша Барон Коэн?   Или может, запретят все фильмы про диктаторов и тиранов?

 

Кстати, лишь в нескольких странах запретили показ фильма «Диктатор»: Белоруссии, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане.  Добавим теперь сюда и Казахстан.