Михаил Кленчин, юрист, специально для Vласти
Если раньше, с доверенностями, их формой и регистрацией просто совершенно ничего не было понятно, то сейчас, после некоторых событий, автолюбители разделились на два лагеря – первые все еще просто ничего не понимают, а вторые считают, что ничего понять уже вообще нельзя.
На деле же, имеет место быть хоровод из МВД, прокуратуры, суда, автолюбителей и нотариусов. Все играют в прятки на дискотеке и дружно заблудились в трех соснах, с удовольствием перепутав круглое со сладким. Хотя все не так уж и сложно, не синхрофазотрон собираем чай.
Ну, внесем ясность!
Итак, есть на белом свете некий Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 23 августа 2005 года № 504, которым были утверждены Правила регистрации и учета лиц, пользующихся транспортными средствами на основании доверенности.
Предлагаю пока дальше не ходить, а остановиться на названии Приказа. Приложим лупу к правому глазу, окуляр вставим в левый – что там видать? Во-первых, очевидно понимаем, что есть какие-то лица, пользующиеся транспортными средствами по доверенности. Во-вторых, нельзя не заметить, что такие лица подлежат какому-то учету и регистрации. И тут пора сказать первый тост, сделать акцент:
«Регистрации подлежит не сама доверенность, а лицо, которое по этой доверенности пользуется автомашиной»
Надо сказать, не помешало бы запустить, как говорится, булыжник в огород МВД, которое вносит сумятицу и создает бардак, по результатам которого автолюбители весьма успешно перестают что-либо понимать. Причем, делает МВД это весьма уверенно, опыт имеется. Например, ставят огромные билборды, на которых так вот и пишут – «Пункт регистрации доверенностей», наплевав, в общем-то, на то, что доверенности не регистрируются. Бумажка в виде доверенности и толстый дядька дальнобойщик – немного различные предметы. Фишка в том, что не доверенность регистрируется, а регистрируется сам водитель.
И тут уже слышу доносящие с галерки возмущения – «Товарищ Кленчин, а что же тогда за печать ставят именно в доверенность, а?!», на что, ловко увернувшись от летящего помидора, отвечу: «Хоть и регистрируется именно водитель, а не доверенность, но почему-то залеплять водителям печать на лоб в МВД посчитали нецелесообразным, а решили ставить штамп о произведенной регистрации именно в доверенность». Наверное, чтобы не поддаться искушению снова выдумывать какой-нибудь талон – есть у нашего МВД такая детская слабость.
А теперь желаю рассказать о разнице между гиппопотамом и теоремой Пифагора. Нередко слышу один и тот же вопрос - «Доверенность должна быть нотариальной или можно от руки?», на что предложу занудам сразу правильный ответ: «А без разницы!»
В Гражданском Кодексе есть пункт 2 статьи 167, который гласит: «Должна быть нотариально заверена доверенность на управление имуществом и на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения».
Пробил час, и сейчас мы станем поминать добрым словом – нотариусов, да и любовно запустим второй булыжник уже к ним в огород. Суровость жизни такова, что нотариусы почему-то не работают бесплатно. Никак не хотят. Берут, понимаешь ли, деньги за свои услуги, и все тут. А оформление доверенностей на авто некоторым из особо продвинутых нотариальных особей приносило чуть ли не основной доход.
Но, как только вдруг находился умник, робко предлагавший обсудить возможность составления доверенности в безнотариальной форме, армия нотариусов объединялась, лютая пилюля превращала тихих парней в безумных Халков, и рьяно приступала к защите своих интересов, садистски утихомиривая буяна: «Читайте Гражданский Кодекс! Там же написано, что доверенность на УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ должна быть нотариально заверена! А машина – это ИМУЩЕСТВО! Поэтому на управление автомобилем – только к нам за доверенностями и ни-ни!»
Однако, я готов отплеваться в ответ. Что такое «управление имуществом»? Отвечу. Например, есть управление бизнесом, предприятием, доверительное управление имуществом. Грубо говоря, «управление» – есть совершение определенных действий в отношении имущества или предприятия, с целью извлечения дохода и повышения прибыли. Для этого принимаются управленческие решения, проводятся маркетинговые исследования, дают рекламу по ТВ. Вот что такое управление.
А крутить баранку, нажимать на педальки и переключать магнитолу – это вовсе не то управление, грязная фантазия о котором грезится нотариусам. Это не управление в том виде, которое предполагается Гражданским Кодексом. Если уж на то пошло, то называется правильно такое действо – «эксплуатация транспортного средства» или «вождение». Это, в конце концов, управление транспортным средством в потоке дорожного движения – да, но никак уж не управление имуществом! Итак, зарубим на носу вторую сечку:
«Доверенность на управление транспортным средством не подлежит обязательному нотариальному удостоверению!»
Обратили внимание, да? Простого человека МВД и нотариусы водят за нос. Первые приводят систему в состояние хаоса и неразберихи, вторые – наживаются самым откровенным образом «втюхивая» водилам не соответствующее действительности толкование нормы закона.
Очень мило, что уж тут сказать. Забота о населении в полной своей красе. Живите счастливо и сдохните, наконец уже, в один день!
Ну что ж, тогда настала пора понять, ради чего вся катавасия, почему все так сложно и зачем настоль серьезные игроки в виде МВД и нотариата устроили черт знает что. Нет-нет, вы зря подумали, мы все еще не о ТОО «ДаНа», вовсе нет!
Дело в том, что пунктом 2 пресловутых Правил учета и регистрации лиц по доверенности установлено, что эксплуатация транспортных средств поверенными лицами, не зарегистрированными в установленном порядке, не допускается. Проще говоря, нет регистрации – нет эксплуатации! Нельзя.
Это реально глупость, бред, и даже сивая кобыла села на собственный хвост и удивленно мигает левым глазом. Но сейчас не хочу объяснять, почему. Интересным будет знать, что, подмигнув той кобыле в ответ, я покумекал, да и твердо решил - мухи должны проживать отдельно от супа, да будет так! И обратился в суд с требованием исключить из законодательства подлый пункт о запрете эксплуатации в случае отсутствия регистрации.
Дело было в Астане. Суд был солидным. Много слов, высокопарных фраз (аудиозапись – вон, везде в сети валяется, кому интересно – слушайте). В итоге, Фемида тряхнула весами, махнула ножичком, да и решила: все логично, иск подлежит удовлетворению в полном объеме. Победа водителей и разума! Все верно ж – ну почему это вдруг должна запрещаться эксплуатация, если нет регистрации? Суд исключил пункт из Правил.
Но МВД посчитало иначе – им этот пункт нужен, как воздух птицам, вода рыбам, водка алкоголикам и кокарда фуражке. И со всей злостью обжаловало решение в вышестоящий суд. Прокуратура тоже не осталась в стороне – требовала вернуть пункт, проявив редкое единодушие с органом, который призвано приводить иногда в чувство, когда совсем уж запляшет.
Вышестоящий суд поступил метко, но достаточно оригинально – признал незаконным решение суда первой инстанции, вернув назад злосчастный пункт. пункт оказался живуч, как легенда о Несси. Но это не самое вкусное. Крутость отжига суда была в том, по каким основаниям он это сделал. В апелляционном постановлении русским по белому написано:
«Никакой ответственности за управление транспортным средством без регистрации не установлено»
А вот это неплохая новость, не правда ли? Ну, то есть, и волки сыты и овцы целы. МВД все не нарадуется своему пунктику («Моя прелесть…»), но зато и водителей теперь никакой гаишник тронуть не может, если регистрации нет. Почему не может? Да потому что это будет тогда основанием для пересмотра решения суда, станет основанием для исключения пункта и признания его все-таки незаконным. Вполне такая живая вероятность полного краха жиденькой победы МВД. А этого МВД шибко не хочется. Потому, с тех славных пор, все стало просто:
«Теоретически регистрироваться надо, но если регистрации нет – то это совершенно ни на что не влияет»
Ну, примерно, как кинуть копеечку нищему на паперти – вроде Всевышний велит, но если не кидать, то тоже ничего страшного, тот же Всевышний и не осудит. Поэтому кто как, а лично я для себя решил однозначно – не хочу регистрироваться. Буду нарушать и знать, что мне за это ничегошеньки не будет. Такая ситуация называется правильно - «коллизия», один из случаев, когда требование есть, а никакой ответственности за нарушение нет. И это не я так решил, это решил суд апелляционной инстанции, и даже еще более вышестоящий суд кассационной инстанции то же самое подтвердил. Передаю благодарность обеим инстанциям, бью челом!
А еще немного слов для тех, кто все же решил регистрироваться. На вкус и цвет, как говорится, фломастеры разные. Мазохисты тоже люди, в конце-то концов. Так вот, делать это надлежит в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 октября 2009 года № 1670 Об утверждении стандарта государственной услуги «Регистрация лиц, управляющих транспортными средствами по доверенности, за исключением регистрации, осуществляемой Министерством сельского хозяйства».
Скучный документец, но интересные моменты тоже в нем имеются:
- услуга регистрации является совершенно бесплатной;
- никаких сверок номеров двигателей или кузова не предусмотрено;
- максимально допустимое время обслуживания получателя государственной услуги, оказываемой на месте в день обращения заявителя - не более 20 минут.
Пожалуй, вот и все. Обычно, в конце притчи обязательно следует какая-нибудь мораль. Предлагаю подчиниться сложившейся практике, не отходить от традиции и резюмировать. Здесь пусть прозвучит так:
«Доверенность я имею полное право написать от руки на тетрадном листке, нотариус не нужен. Ходить и регистрироваться или нет – каждый решает для себя сам, но при этом и те, и другие, находятся в равном положении – фактически, добровольность действия санкционирована».
P.S. Все, что было описано, является действительным на день написания и это лишь мои мыслишки, но не рекомендации к действию или бездействию. А еще, после чтения эпоса, скорее всего, МВД в срочном порядке станет вносить изменения, залатывать дыры и обтряхивать мундир. Возможно. А может даже вовсе вдруг передумают и начнут направо и налево штрафовать водил без регистрации – глупо, но не исключено. Если вдруг такое произойдет – очень прошу, сообщите мне, хочется уж восстановить справедливость. Совершенно бесплатно, заметьте, готов я это сделать. А не так, как ТОО «ДаНа», фактически собирающее деньги за бесплатные действия.