Айгерим Мекишева, специально для Vласть

 

Мы все (я имею в виду женскую половину) не отказались бы от пухлых губ как у Джоли, и от пухлой же попы как у Лопес, а некоторые в принципе на реальном уровне добились подобных спецэффектов при помощи медицины (которая тут как тут, естественно…).  И пока искусственный образ проделывал свой путь из области бессознательного в сознательную часть человеческой психики, одному Богу известно, какие он там ассоциативные связи в мозгу понастроил. 

 

В общем, условные Джоли и Лопес сидят у вас в голове и, буквально, делают, что хотят. Что же до реальных Джоли и Лопес, то это обыкновенные бабы, которые, так же как и подавляющее большинство из нас – себе не принадлежат. Ей Богу, их подсознание в чьих-то еще руках…

 

Поскольку мы все скопом (я имею в виду человечество) загнали себя в рамки полярности, где на одном полюсе непременно «добро», а на другом непременно «зло», то и кино есть плохое и хорошее. И среднее - «на каждый день» (слоган гениальный в плане захвата сознания и повышения продаж). «Хорошее» ласкает умы людей с тонкой психикой, широким кругозором, более или менее высокими уровнями IQ и духовного развития. К примеру, Джим Джармуш «ласкает», братья Коэны… Ох, как же они усладили мой мозг своим «О, где же ты, брат?»

 

 

Братья Вачовски, вообще, неприкрыто доставили удовольствие тем, которые «как бы» знают больше других (продвинутые такие люди). Они художественно раскрыли правду-матку о человечестве, мире вокруг и показали ложку, которая может быть и не ложка. С этого момента в жизнь вошел образ пошло-подлой системы. При этом разоблачившие ее деятели искусства, автоматически создали в сознании народа новый образ-надстройку – «борец с матрицей».

 

Объясню на примере:  висит в интернете фото тигрицы, которая вскармливает оставшихся без матери поросят. Комменты под фото встретятся самые разнообразные, но, непременно, под такого рода отпечатком реальности, иллюстрирующим непривычный человеческому глазу паттерн поведения живого существа, вольготно разместится чье-нибудь «меткое»: «Это просто тигрица вышла из матрицы…»  Ни больше, ни меньше. Вот взяла эта тигрица и вышла, прихватила с собой поросят, а мы все еще сидим в стальной матричной заднице и наблюдаем оттуда, как из блиндажа, жизнь прекрасного зверя.

 

 

Ну ладно все эти абзацы вверху существуют лишь для того, чтобы плавно внушить читателю мысль о том, что кино столь сильно влияет на сознание, потому что в психике есть нити, за которые можно дергать, крючки за которые легко уцепиться. Голливуд в этом плане вывел стабильную формулу продаж в промышленных масштабах: дергайте за страхи и психотравмы, которые в той или иной мере сидят в каждом из нас.   Человек всегда стремиться к травме, которая в нем сидит, как муха – сами знаете к чему.

 

Итак, список фильмо-травм

 

Травма вторжения.  «Война миров

 

Есть у каждого. Это не всегда физическое насилие. Насилие может быть и моральным, и духовным, и всяким. Ну, например, сидели вы себе маленький строили башню из кубиков, тут возникла более сильная и иерархически более важная фигура, например, папы и случайно по неосторожности задела игрушечный мир ногой, разрушив постройки.  Допустим, в этот момент папа был по каким-то причинам зол. И не то чтобы не извинился, а пуще того «напал», сказав, например: «Чего ты расселся-то тут, вон иди на улице поиграй…»

 

 

В итоге мы имеем  штук 20 фильмов, которые начинаются со слова «Вторжение…(«гигантов», «битва за рай» и прочее подобное), «5 элемент», «Армагеддон», «Войну миров», «Войну миров Z» и Бреда Питта в придачу, который на МКФ поделился, простите за тавтологию, бредом: «Это фильм о том, готовы ли мы к воздействию извне…» Я резко перестала уважать Питта за его персональную тупость, в общем, и деятельность, направленную на легализацию отупления, в частности.

 

Негативный материнский комплекс. «Нападение гигантской женщины».

 

В 1993 году вышел фильм, там еще Деррил Ханна в главной роли. Посмотрите, может, что всколыхнет по Юнгу. Что такое негативный материнский комплекс? – это когда ты не поймешь хорошая у тебя все-таки мать или плохая. В том плане, что по отношению к тебе… Дилемма в итоге  разрывает мозг. Плюс еще необходимо почитать, любить и уважать родительницу, чтоб быть нормальным хорошим человеком. Сюда же можно отнести мультфильм «Рапунцель», комедию «Сбрось мамочку с поезда» и прочие, вплоть до ужастиков «Челюсти» и «Анаконда» (мать плохая, поглощающая, убивающая, вроде Медеи).

 

 

Кстати про «Рапунцель». Сказкотворчество, как народное, так и авторское тоже пронизано, разнообразными травмирующими образами.  Поэтому всегда необходим хеппи-энд. Человек подсознательно стремиться выиграть битву с травмой в своей душе.

 

Травма отвержения. Все фильмы про вампиров

 

Вообще, психологическая травма отвержения дает просто непередаваемо огромный простор, как для творческого фантазирования, так и для манипуляций. Про последнее можно справиться у Бегбедера («99 франков»). Это когда с экранов телевизоров тебе дают понять, что почистив зубы вот этой вот пастой, ты станешь ослепительна, и все  будут тебя любить (и никто не отвергнет).  

 

 

Итак, что же такое травма отвержения в аспекте творческом: тут и любовь можно замешать, и привязанность, и подвиг во имя, и изгойство, и  невообразимую арку характера – когда герой из плохиша превращается в лапочку.

 

Мой любимый прекрасный фильм с зияющей травмой отвержения в своем эстетическом стержне – «Бегущий по лезвию» с еще молодыми Рутгером Хауэром и Харрисоном Фордом. Тут каждый квадратный сантиметр пленки населяют по определению отверженные герои. Прекрасные совершенные изгои, которые начинают бунт,  священную войну за любовь.

 

 

«Красотка» в этом плане картина менее трагичная, но арка характера, бунт и война за любовь тоже имеются.  Теперь о святом для людей, порабощенных культурой потребления – О «Сагах…» про вампиров. Вампир – это, по сути, отверженный герой… мстящий отщепенец без какой-либо надежды быть принятым обратно. Поскольку надеждой уже не пахнет, остается одно – как-то приспосабливаться, вынюхивая уже что-то иное. Вампир – герой конформистов, согласившихся на кровь вместо любви. Ну а «Саги…» что? Саги говорят – давайте все станем изгоями и уж как-нибудь промеж друг друга с любовью разберемся.

 

Где находятся горькие истоки травмы отвержения? Ну, допустим, в детстве вы вдоволь набаловались во дворе, навсегда оставив новые сандалики в черной смоле, и тут любимая и любящая мама вдруг заявляет: «Все, я тебя не люблю, ты плохая, при случае отдам тебя цыганам…!» Считайте, что попались в сети травмы надолго.  Она как та смола. А некоторых детей отвергают всерьез и безо всяких причин. И это уже не кино, а реальная трагедия. Бег по лезвию бритвы, порой длинною в жизнь…

 

Травма рождения. «Санктум»

 Любой фильм со словом «бездна», а также про приключения в подводной лодке и любом другом замкнутом пространстве, где разворачивается нешуточная борьба за выживание. В картине «Санктум» (2011 года) рассказывается о трагической экспедиции группы спелеологов. В живых остался  всего один единственный человек - и то чудом: выплыл, выполз, нечеловечески устал, но выжил. Проходя через родовые пути, мы испытываем примерно все то же самое. Некоторые при этом запутываются в пуповине и тогда им, счастливчикам, приходится вести себя по-геройски, чтобы случился таки хэппи-энд в виде спасительного глотка воздуха после волшебного шлепка гигантской женщины-акушерки…

 

 

Впрочем, какой же это энд? Тут приключения только начинаются… Девственный неокортекс готов принять в себя кучу всего разного. И всякий раз есть надежда, что это будут не только страхи: кукол, восковых фигур, пришельцев, пауков, акул, аллигаторов, змей, вампиров, телефонных звонков, телевизоров, пустоты, чердаков, подвалов, мертвецов,  привидений, птиц, соседей, террористов, летающих тарелок, зомби, мух, собственного ДНК и гигантских муравьев… О Боже! Готовы ли мы к воздействию извне!?