Светлана Ромашкина, журналист, редактор сайта VoxPopuli, специально для Vласти

 

- Если вдруг будет такой случай, при котором понадобится отсидеть небольшой срок за преступления,позвони мне, - сказал друг.

 

Я думала, что он шутит. Оказалось, что нет.

 

- Если хорошо заплатят, я отсижу пар-тройку лет, потом переведут за хорошее поведение на поселение. Да и амнистияу нас часто бывает. Зато семья будет обеспечена.

 

Друга сломала история с аферой. Полтора года назад он продал квартиру, чтобы купить жилье побольше, но его "кинули".Человек сбежал с деньгами, причем не только его, но и еще 40 людей. Недавно афериста нашли, срок, который ему светит - 4 года. Такая вот простая арифметика: 40 квартир, 4 года. На деле же это года два. Гуманизация пенитенциарной системы приводит к тому, что сидеть скоро станет выгодно. Можно будет открывать ИП "Сижу недорого", постоянным клиентам скидки. Сто процентов прибавки за вредность. 

 

Год назад произошла авария - машина неслась с огромной скоростью, сбила женщину. Через пару дней нашли того, кто был за рулем:молодой парень признал свою вину. Затем читаю комментарии к заметке: мол, это был не парень, а агашка на джипе и все знают,что парня попросили взять вину на себя, и что дадут условный срок. Звоню журналисту, хорошему знакомому. Спрашиваю, что он знает о деле.

 

Он все подтверждает. Я в ответ возмущаюсь:

- Как так? Как такое возможно?

- Да ладно, агашка по совести поступил.

- ...

- Заплатил семье умершей, заплатил парню. А ведь мог никому не платить.

 

У меня преимущества этой схемы, в голове, конечно, укладывались. Только я не могла понять, как журналист все это мог для себя оправдать.

 

Ты понимаешь, говорил он мне, ну если по закону, то агашка, конечно же, должен сесть. Но кому это надо? Он человек уважаемый, зачем ему это клеймо? От того, что он сядет, женщину не вернешь.

 

Да, да, я все понимаю, но человек несся по улице со скоростью гоночной машины, сбил человека. У него даже права не забрали. По городу ездят тысячи таких агашек и завтра они могут сбить вас или меня. Но это неважно. За такие преступления пусть сидят правозащитники и журналисты.

 

Обсуждаем эту историю с друзьями. Подруга в восторге от агашки:

- Мои друзья шли на подземной парковке и одна дура ехала за рулем и перепутала педали и выъехала в мужа подруги. Он остался без ног.Эту женщину признали невиновной, она откупилась и она даже копейки не заплатила потерпевшим. А у агашки хоть совесть есть! Молодец, что так поступил! 

 

На фоне этой истории агашка сразу метит на пример чести и совести эпохи. Что поделаешь, если такая эпоха и такая совесть?

 

Я уверена, что большинству наплевать на морально-этическую сторону дела, поэтому предлагаю сразу перейти к последствиям, которыми эта практика чревата. В принципе, мы сейчас их и имеем. Зайдите в интернет и почитайте, что думает народ о том, правда ли что Ержан Утембаев был заказчиком убийства Алтынбека Сарсенбаева. Большинство комментаторов уверены в том, что Утембаев взял вину другого человека на себя. Поэтому, в истории с Челахом всем так просто было поверить, что на парня повесили убийства пограничников. В стране, где так часто кто-то сидит за кого-то, все возможно. Когда дали зеленый коридор акиму области мы на работе даже порассуждали на тему того, что же за компромат на власти у него был и действительно ли он похитил эти 6 млрд. тенге или на него это скинули и он, видя преспективы, поменял солнечный Казахстан на Туманный Альбион.

 

И дело ограничивается не только тем, что в итоге у людей доверие к власти стремится к нулю,  что должно быть тревожным звонком для власти. Это дарит иллюзию безнаказанности обеспеченной прослойке Казахстана. Я могу украсть деньги и сбежать с ними в Лондон, а сидит пусть за меня мой зам - понятно же, что на него все повесят, я могу убить человека и найти пьяного бомжа и он сам придет в полицию с повинной. Я могу все, пока у меня есть деньги. Наступает необратимая деградация и однажды наступит момент когда на пути такого человека окажитесь  вы. Или я. Не знаю как вам, но мне бы этого не хотелось.