Что касается отечественных реалий, то летом, государственный секретарь  Марат  Тажин на заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана обозначил современные проблемы исторической науки и дал понять, что государство не намерено пускать процесс исторических изысканий на самотек.  Чем вызвано такое внимание к вопросам истории? Попробуем разобраться.

 

История Казахстана: наука или поле для экспериментов?

 

Впервые тревогу о состоянии отечественной исторической науки забил ученый - номадист с мировым именем, профессор,  Нурболат Масанов в книге «Научное знание и мифотворчество в современной историографии». На почти 300 страницах группа ученых-историков на большом фактическом материале провели анализ новейших тенденций в сфере мифологизации истории Казахстана.

 

По сути, эта книга стала реакцией на расцвет жанра так называемой «альтернативной истории», которая породила множество анекдотичных, а иногда и откровенно бредовых трактовок исторических событий. Целью научного исследования стало развенчание псевдонаучных изысканий. При этом ученые предложили пути преодоления данной ситуации.

 

К счастью, сейчас власть обратила внимание на состояние исторической науки. И это, хоть и несколько, на наш взгляд, запоздалое, но необходимое действие. Ведь, по большому счету речь идет об определении контуров будущего страны, ее главных ценностей и ориентиров.

 

Но формирование очертаний будущего должно опираться на прошлое. Именно поэтому разрабатывается программа исторических исследований «Народ в потоке истории» которая, по замыслу, должна показать развитие Казахстана в контексте развития человеческой цивилизации в целом.

 

Еще одна немаловажная вещь – история тюркско-славянского взаимодействия. На сегодняшний момент это весьма актуальная тема, поскольку национал-патриотические силы активно внедряют в сознание своих сторонников идеологемы, которые, по сути, являются т.н. «языком вражды». Межу тем, как отметил М. Тажин, «это прежде всего история многогранного взаимодействия – торгового, политического, военного, культурного».

 

В числе основных направлений, помимо прочего, было дано поручение подготовить качественные учебники по истории. Предполагается, что в учебный процесс будет внедрено два базовых учебника по истории Казахстана: национальной истории с древнейших времен и до настоящего времени; а также новейшей истории независимого Казахстана с прилагаемой хрестоматией, включающей фактические материалы. Также планируется выпуск электронных учебников, аудио и видеоматериалов. Однако, ход выполнения этого поручения  вызвал у экспертов вопросы.  В частности, их разработкой занимается институт истории государства. Однако этот институт, был создан 5 лет назад для изучения исключительно новейшей истории Казахстана. Каким образом сотрудники института будут разрабатывать учебник истории Казахстана с древнейших времен остается, для специалистов,  загадкой. И это при том, что в Казахстане действуют несколько признанных научных центров: Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова, Институт археологии им. А. Маргулана, Институт востоковедения им. Р. Сулейменова.

 

Но, в целом, позитивный импульс для исторических изысканий это заседание дало. Так, организованы научные командировки казахстанских ученых в фонды десяти стран: Иран, Индия, Китай, Египет, Турция, Монголия, Великобритания, Германия, Узбекистан, Россия.

 

История России: согласие или размежевание?

 

Сходные проблемы существуют и в России. Пожалуй, ситуация у нашего северного соседа еще более сложная, в силу федеративного устройства страны.

 

В результате, скажем, в Татарстане одно представление о татаро-монгольском иге и о присоединении Казани и Астрахани к Москве, а в Москве другое. У народов Северного Кавказа одна оценка войны между Шамилем и царским правительством, а у русских иная. Естественно, что это не добавляет взаимных симпатий и согласия жителям разных регионов.

 

Именно поэтому президент В. Путин поручил  Российскому  историческому обществу во главе с председателем Государственной думы С.  Нарышкиным создать единый, «каноничный» учебник истории России.

 

По различным оценкам учебник будет готов концу текущего, началу 2015 г. В учебник войдут такие эпизод новейшей истории России как годы правления Б. Ельцина, чеченские войны, вооруженный конфликт с Грузией.  Также решено отказаться от термина «монголо-татарское иго», которое в целях «не разжигания» названо нейтрально – «ордынское иго».

 

Данная инициатива вызвала предсказуемое «бурление мнений» в российском обществе. Так, к примеру, сторонники идеи объясняют необходимость создания единого учебника отсутствием ясного контекста и чётко изложенной позиции по ряду ключевых вопросов истории государства. Множество существующих учебников истории, а в России только рекомендованных Министерством образования и науки свыше 80, вносят сумятицу и неопределенность в процесс обучения.

 

Для исправления ситуации было предложено создать единый учебник, построенный  по модели Википедии. Проект получил рабочее название «Пишем историю вместе». Создать новое учебное пособие планируется в рамках трех этапов: от формирования макета, включающего основной контент, затем его обсуждения специалистами-историками и, далее всеобщее обсуждение через интернет. При этом на втором этапе специалистами могут вносится правки, что, собственно и подразумевает модель Википедии. После апробации материала в интернет-пространстве, учебник будет издан в традиционной печатной форме.

 

История и идеология: кто был первым

 

Общепризнано, что функциями исторической науки являются: сохранение исторической  память, или, говоря иными словами того самого социокультурного кода,  научно-познавательная функция, воспитательная функция, идейно-политическая функция.

 

Не случайно, во времена СССР набор студентов и преподавателей на исторические факультеты велся очень пристрастно. Ведь в будущем выпускники этих факультетов отвечали за идеологическую работу на местах.

 

Можно также вспомнить, что развал СССР сопровождался низложением в общественном сознании людей-символов страны: от политических лидеров до героев-пионеров. То, что мы видим сейчас, например, попытки переписать самые символичные вехи истории, например победу во второй мировой войне – продолжение работы направленной на окончательное размежевание между бывшими союзными республиками.

 

Надо помнить, что вопросы истории, идеологии и, в конечно счете национальной безопасности очень тесно взаимосвязаны. И если государство не будет ими заниматься, то за это возьмется кто-нибудь другой.