Марат Шибутов, аналитик, Vласть


 

Недавно в моем фейсбуке возникла дискуссия – этично ли одному из лидеров оппозиции во время забастовки горняков в Сатпаеве выкладывать фото с юбилея в ресторане? Я склонялся к тому, что это не очень этично особенно для политика, который постоянно говорит о защите интересов трудящихся. Другие пользователи наоборот говорили, что никакой проблемы в этом нет и почему политику нельзя ходить по ресторанам в разгар забастовки?


 

Немного пораздумав, я понял, что был неправ, потому что забыл про основную функцию казахстанской оппозиции. Вот что должна делать настоящая оппозиция – перечислим по пунктам (вопрос государственной регистрации на самом деле чисто формальный):

  1. Составляет четкую политическую программу - свои цели, задачи, идеологические ориентиры, приоритеты развития для страны, изменения в законодательстве в случае прихода к власти, свои проекты законов и экономических программ.

  2. Делают свои СМИ – на что хватает денег. Лучше всего конечно сайт, как самый дешевый и общедоступный. Все партийные медиа разумеется раскручиваются для большей популярности.

  3. Создают аппарат партии и ее региональные отделения. Для партийцев создается определенный кодекс поведения – что этично, а что нет. К примеру, партии с консервативными ценностями не подходят гомосексуалисты и т.д.

  4. Запускается постоянная агитация среди населения.

  5. Партия активно участвует в общественной жизни, стараясь максимально соответствовать своей программе и политическим запросам населения.

  6. Партия активно участвует во всех выборах, где есть шанс выиграть.

  7. Партия сама организует или участвует в дискуссиях по общественно значимым вопросам. Более того, она сама формирует обсуждаемую «повестку дня».


 

Так действуют нормальные политические партии. Но казахстанская оппозиция не такая, чтобы действовать традиционным путем. Оно практически все делает наоборот:

  1. Практически все программы пишутся в стиле «за все хорошее и против всего плохого» без конкретных механизмов. Идеологическая часть вообще не берется в расчет – партия вполне может дрейфовать из правого либерализма в левый популизм без всяких проблем, не говоря уже о том, чтобы быть последовательным в риторике. До сих пор партии не могут понять, что, если собираешь митинг в Алматы, то надо говорить лозунги, понятные алматинцам.

  2. Сайты партий или отсутствуют или не обновляются. Единственную классическую медийную пропаганду провела только КНПК. До недавнего времени лидеры оппозиционеров полностью игнорировали социальные сети, в отличие от чиновников.

  3. В партии набираются на время избирательной компании просто более-менее известные люди, многие из которых вообще не разделяют программу и ценности партии.

  4. Партии полностью активизируются только во время выборов, в остальное время пребывают в «спящем режиме».

  5. Вне электорального периода партии проявляют свою активность только в виде писем и обращений, видимо, чтобы журналисты не забывали, что таковые вообще есть.

  6. Многие партии игнорируют выборы в маслихат, не участвуя в выборах даже в тех регионах, где у них велика поддержка и отдавая все силы только выборам в мажилис. Между тем отсутствие известных политиков даже на выборах в маслихат Алматы – это крайне опасный просчет, которым воспользовался Нур Отан.

  7. Единственная попытка как-то осмыслить происходящее в стране за последнее время сделала только ОСДП, но техническая сторона подкачала. Все остальные партии данный запрос со стороны общества проигнорировали.


 

Немаловажным фактором проигрыша действующей оппозиции являются ее связи с властью в виде коллег, родственников, личной биографии, что не позволяет оппозиции противостоять власти реально, а не имитируя.


 

Учитывая все вышесказанное, надо признать, что наша оппозиция на 2012 год уже изжила себя полностью и на это есть 2 причины:

  1. Действующие оппозиционные партии в сговоре с властью сознательно канализируют и дробят протест, чтобы не возникала реальная протестная сила. Особенно это видно по поддержке протеста различных групп населения (владельцев машин с правым рулем или киргизскими номерами, забастовавших рабочих «Казахмыса» и «Казахалтына» и т.д.)

  2. Наша страна и общество просто не доросли до настоящей политики, но протестные выступления в России позволяют надеяться, что и мы до них дорастем.


 

Вне зависимости от причин данного явления, надо думать о том, что скоро все-таки настоящая оппозиция в Казахстане возникнет. Как уже много раз говорили эксперты, направлений у этой оппозиции будет три - левые (социал-демократы, анархисты. коммунисты или троцкисты), националисты, исламисты. Но у всех из них будет свой путь:

  1. Левые – с одной стороны, социальное расслоение и проблемная трудовая сфера стимулируют левые движения в обществе, но с другой стороны ценности общества потребления слишком глубоко въелись – страдать за общее счастье не рвутся. Еще и данная площадка частично занята (правда, очень шатко) КНПК и поэтому новому массовому движению возникнуть будет тяжело.

  2. Националисты – хотя для них есть социальная основа, но сама идеология нынешнего казахского национализма в виде апелляции к архаике и подъема прежде всего языкового вопроса работает против возникновения массовой партии. В итоге складывается ситуация, когда каждый более-менее известный политик данного направления представляет только самого себя, что и будет продолжаться, если в этой среде не будут ликвидированы старые трайбалистские споры и не будет разработана полноценная идеология, затрагивающая не только языковой вопрос. До гражданской модели национализма, которая начинает появляться в России и давно существует на Западе, тут еще очень далеко. Интересно также, что им нельзя консолидироваться также против создания ЕЭП, так как этот процесс очень постепенный и займет около 4-8 лет, как минимум, и поэтому население будет тяжело удержать в постоянном напряжении.

  3. Исламисты – постепенно, с ростом религиозности общества, ислам становится объединяющей основой, которая противостоит как светским ценностям, так и традиционным родовым ценностям казахов. База его растет медленно, но уже есть достаточно сплоченные стержневые группы, к примеру, халяльная пищевая промышленность, студенты религиозных учебных заведений и религиозные общества, группирующиеся около отдельных мечетей. Действующий политический режим до сих пор не понял, что обозначение «покорности» в исламе совсем не означает покорности любому государству и продолжает строить мечети, невольно расширяя базу исламистов. Вскоре, при привлечении достаточного количества грамотных людей или поддержке извне, будет оформляться политическое крыло ислама и это уже будет реальной оппозицией режиму.


 

В целом, ясно, что в долгосрочной перспективе казахстанская оппозиция будет приобретать гораздо более реалистичные черты и будет в большей степени отражать чаяния населения. Правда, в ней будет больше черт от «Братьев-мусульман», чем от Ленина или Йорга Хайдера, но с этим особо ничего не поделаешь.