Вспомните себя в 7-летнем возрасте. Вспомните, как неумелые пальчики крепко сжимают шариковую ручку. Тут нельзя выходить за линию. Тут петелька, тут поворот… Все тело сковано, все подчинено одной задаче – вывести буковку, как на образце. Неимоверная задача. Но детки упорны, детки азартны. Получится, обязательно получится. Ой! Тут помарка, тут коряво. А исправить уже нельзя. Досадно. И безжалостная учительская красная паста тут же подчеркивает твои промахи. В следующий раз уже чувство досады прорастает страхом неудач. Вроде бы мелочь. На самом деле – национальная трагедия. Мы закладываем в умы детей мощный детонатор: «У тебя нет права на ошибку! Ничего нельзя исправить!»
Замените ручки на карандаши. Дети будут писать по-другому. Не вышла закорючка – ничего, давай сотрем и сделаем еще раз. Ошибся в примере? Все можно исправить. Не уверен в тесте? Передумал? Всегда есть шанс. Чувствуете разницу?
И не надо мухлевать, не надо подтирать, затирать и переписывать… Правильно, мошенничества всякого рода растут как раз из школьных тетрадок и дневников. Мы ж еще в детстве этому научились: обманывать. Научились, привыкли и не осуждаем.
Замените ручки на карандаши. И многие вещи встанут на свои места. Я почему так уверенно об этом рассуждаю? Потому что видела, потому что подглядела на практике. Мои старшие дети учились 2 года в международной школе по американской программе. Там дети пишут карандашами и печатными буквами до 3 класса. Хотя, прописные буквы они учатся писать еще в садике. Но учителя нисколько не упорствуют на красивом почерке. Главное – детская страсть к познанию, которая тщательно поддерживается и прямо-таки засыпается поощрениями. Учиться там интересно и не страшно.
Скажем так, опыт письма карандашом далеко не революционный. Он в ходу во многих высокоразвитых странах. В школах США, Японии, Канады, Израиля, Испании, Германии, Индии дети пишут карандашами.
И знаете ли великая разница! Мы с моим старшим сыном начинали писать буквы еще по советской методике: тот самый букварь, те самые прописи. Хотя я, честно говоря, не ожидала от дошкольной подготовки такого напора. Сыну было всего 5 лет, а мы уже сели выписывать крючки и читать по слогам «У Антона рана». Учительница даже завела дневник и давала на дом задания. Ну что? Правильно, как и у большинства, у меня включились рефлексии. И происходит это автоматически, словно я не сына учу писать, а сапера. Нам самим-то это трудно осознать, мы с этим ужасом давно срослись, привыкли и продолжаем транслировать уже на своих детей: пиши правильно, без помарок, ровнее, внимательнее! Бр-р-р!! К счастью, судьба забросила в другую страну, и дети окунулись в другую систему. Мы начали писать карандашами. И все. Даже, несмотря на то, что пришлось учить два других языка, стало значительно легче. Все ошибки были творческим процессом, который корректировался по ходу. Ушло напряжение в подготовке домашних заданий. Энергия тратилась на познание.
Теперь, что касается тестов. Скоро уже будет 20 лет, как в нашей системе появилась эта система оценки. Не могу сказать, что она хорошая или плохая. Это рабочий инструмент. Другое дело, что вырвали мы эти вершки без корешков. Как происходит это в западной системе? Начинается все опять-таки с начальных классов. Во-первых, в их учебниках очень мало текста и много картинок. Текст состоит из тезисов. Например, изучают тему: «живое - неживое». И дается три тезиса в трех простых предложениях: Живому нужна еда и вода. Живое двигается. Живое растет и меняется. И много красочных картинок, фотографий, которые обсуждаются устно, приводятся примеры. Затем в рабочих тетрадках даются задания и вопросы, ответы на которые не подразумевают лирики. Только то, что дано в тезисах. В конце темы тест. Ребенок, прочитавший те три тезиса и сделавший домашние задания, совершенно спокойно, без специальных подготовок и зубрежек, правильно выполнит тест. Никакого стресса. Опять-таки, все заполняется карандашом. И внимание! Тестирование у детей начинается уже с 1 класса. Оно часть обучения.
У нас же в учебниках тексты от души развернутые, акынские. Вопросы в конце урока предполагают такой же красочный развернутый ответ. Следовательно, и система контроля должна быть устный экзамен. С нашими же учебниками составить адекватные тесты даже для первых классов задача не из простых. Слишком много неважных деталей, которые хорошо проговаривать устно, но никак не выносить в тестовые задания.
Теперь помножьте все это на 10 лет да на разные предметы, и мы получим взрывную кашу ЕНТ. Где наши школьники-саперы заучивают маршруты выхода из ситуации. Не подрывают себе нервную систему лишь единицы. Кого-то ангелы-хранители ведут, кого-то шерпы оплаченные… Баланс, найденный по наитию. Разве это правильно?
Не ошибись! Внимательнее! У тебя не права на ошибку! Или замажем, зачистим, подотрем?..