Светлана Ромашкина, журналист, специально для Vласти
Примерно три-четыре раза в неделю ко мне в разные соцсети стучатся люди – знакомые и не очень и просят пойти по ссылке и проголосовать за них. Один просил лайкнуть его высказывание на каком-то сайте. Если он победит , то получит набор рюмок. Другой хотел выиграть поездку в какую-то страну, третий – получить брелок. Люди, вы сошли с ума? Понимаю, что халява сладка, но вы же не последний кусок хлеба доедаете, не тратьте на эту ерунду мое время. Не включайте меня в свои письма и рассылки, я не отвечу и никуда не пойду голосовать. Ну, если только на выборы президента или депутатов.
Меня серьезно волнует то, что мы живем во времена, когда получить что-то лучше не своим трудом, знаниями, а выиграв это.
Когда я решила поменять сотовый телефон, и уже выбрала модель, мне шепнули на ухо, что не стоит торопиться – скоро будет один конкурс, там в призах сотка и у меня есть шанс ее получить, ведь я - блогер. Звучало, конечно, рационально, и даже в определенной степени заманчиво, но я хотела телефон HTC, пошла и купила HTC. Не потому что у меня много денег, а потому что то, что получено бесплатно ничего не стоит.
Когда-то давно, на радио ведущие рассказывали мне о том, что есть люди, которые профессионально занимаются тем, что участвуют в конкурсах на радиостанциях. Их знают по голосам и стараются отказывать в участии. Теперь, с развитием интернета, это приняло другие масштабы. Я думаю, что это болезнь. Начинается она, наверное, так: однажды человек наткнулся на конкурс, подумал – там, конечно, все куплено, но вдруг повезет. И вдруг случилось, он подсел на эти конкурсы и розыгрыши как на иглу. Выиграть ведь можно все: грант на образование, грин карту, миллион, фирменную бейсболку, путевку на завод по производству крема для ягодиц, жаль только , что нельзя выиграть счастье. Хотя, как сказать – ведь выигранный в честном споре брелок для кого-то и есть счастье.
Как прискорбно, что наши предки жили в эпоху революций, технического прогресса, покорения космоса, перестройки, а мы – в эпоху конкурсов. Могу предположить, что старт был дан, когда вся страна с придыханием смотрела на усы Якубовича и крутящийся барабан. Каждый мечтал быть на месте игроков . Телевидение быстренько запустило схожие программы, теперь эстафету перенял интернет. Конкурсы и акции достигли пика своего развития. Изучаю курс по работе кинотеатров с клиентами. Авторы (американцы) советуют: у вас всегда должны идти акции и конкурсы, а еще лучше, если несколько одновременно. Иначе клиент заскучает. Вот оно что! Без конкурсов как-то скучно, да и руководство считает, что отдел маркетинга зря ест свой хлеб, а маркетологи бьются головой об стол, пытаясь придумать – чтоже еще такого разыграть? Может, реально, тому, кто соберет больше всего билетов на фильм «Зак и Мири снимают порно», подарить две бутылки напитка? Или скидку на посещение ветеринара?
Я не против конкурсов, я сама их проводила для киноманов. Я не против конкурсов, в которых должен участвовать ваш мозг, сердце или хотя бы чувство юмора. Я против того, чтобы моя жизнь превратилась в один сплошной крутящийся барабан Поле чудес, в котором лайк – это жизнь, а не лайк – это смерть. Лайкни это, и 100 тенге упадут на счет нуждающихся. Я хочу помочь детям, старикам, собакам и кошкам, но я не хочу, чтобы это превращалось в «Голодные игры». Я не хочу чтобы в конечном итоге от количества лайков зависела жизнь ребенка. Я не хочу, чтобы корпорация или знаменитость говорила: у меня есть миллион и я отдам его детям, больным раком, нуждающимся в операции, если миллион человек лайкнут мою страницу в Facebook (и это реальный случай!). Я не хочу, чтобы меня покупали. Мне ничего не стоит поставить лайк, но почему есть ощущение, что меня наглым образом шантажируют?
Представьте себе такую ситуацию: каждый лайк – это день вашей жизни, такова его цена. Теперь спросите себя, что именно из вашей ленты на ФБ вы готовы сегодня лайкнуть, за кого из своих френдов в каком конкурсе вы готовы проголосовать.