По оценкам крупнейшего игрока на мировом рынке настольных игр «Мосигра» в России выпускается около 100 новых игр в год, каждая из них имеет многотысячный тираж. Большая часть российских игр уходит на рынки соседних стран, в том числе и Казахстана. Говорить о рынке казахстанских настольных игр никто не берется. «Слишком мелкий и молодой», - утверждают отечественные разработчики.
Одной из первых нишу на рынке отечественных настольных игр заняла Элина Ширай, с линией развивающих настольных игр для детей и взрослых. Ее бизнес закрылся в 2012 году, просуществовав чуть более 4 лет. Элина уверена, на сегодняшний день рынок настольных игр в Казахстане – не самая плодотворная почва для бизнеса.
«Настольные игры — это издательская деятельность. Она рентабельна только тогда, когда у производителя есть широкая линейка продуктов. В моем случае, период окупаемости был достаточно длительным, а ассортимент игр — небольшим, в итоге бизнес приносил не такой высокий доход, чтобы я могла дальше заниматься этим делом. Бизнес на настольных играх может приносить хорошую прибыль при условии, если он будет частью достаточно большого издательского дела», - говорит автор.
Элина рекомендует всем начинающим разработчикам игр не ставить перед собой больших коммерческих целей, а также подумать о качестве. Она отмечает, что качество отечественных настольных игр еще отстает от российских производителей. Об этом Элина знает не понаслышке: она сотрудничала с московским издательством «АСТ», но прекратила свою работу в 2003 году:
«Я получила такой смешной гонорар за свой труд, даже мое авторство не было указано. Решила, что все игры, которые я разрабатываю, лучше производить самой. Производством следующих игр я занялась уже на родине, в Казахстане».
За 4 года Элина стала автором и разработчиком 4 крупных игр и ряда небольших пособий для обучения в игровой форме. Все игры автора были связаны с историей, культурой и традиционными ценностями Казахстана. По словам автора, после завершения проекта люди еще долго интересовались, где можно приобрести ее продукт, но возвращаться в бизнес Элина не торопится.
«Это достаточно непростой опыт. Скорее я готова продать этот проект, потому что люди полюбили мои игры. Признаться, жалко если эти игры больше не появятся на нашем рынке», - резюмирует она.
Игра не на равных
Издательство «Балапан» занимается разработкой детских настольных игр с 2009 года. Сейчас в ассортименте издательства около 25 видов настольных развивающих игр. Коммерческий директор издательства Диля Галиева поддерживает Элину Ширай и считает, что на данном этапе производство настольных игр в Казахстане не назовешь прибыльным и доходным бизнесом.
«Здесь можно назвать такие факторы, как высокие производственные затраты, затраты на логистику, конкуренция, внутренний рынок является недостаточно емким. Но каждый из нас хочет в этой жизни заниматься любимым делом, получать отдачу и радоваться результатам своего труда», - говорит издатель.
Диля Галиева уверена, что казахстанские издатели настольных игр и в целом казахстанские производители, находятся в неравных условиях с конкурентами. На рынке настольных игр действует слишком много игроков – из России, Украины, Европы. Она отмечает, что продукция российского производителя занимает около 75% рынка настольных игр Казахстана и зачастую российские издатели остаются в выигрыше из-за наличия оборудования, оставшегося в наследство со времен СССР. Также эксперт отмечает, что себестоимость настольных игр напрямую зависит от тиража, а тираж в свою очередь – от количества населения, проживающего в стране.
Другой разработчик настольных игр Алтын Есеркепова и вовсе не знает о других игроках на отечественном рынке производителей настольных игр:
«В основном я вижу на рынке настольных игр (и в особенности экономических), только игры российского и китайского производства. Хочу отметить жесткую конкуренцию. Особенно это касается уровня цен. Но по качеству, конечно, можно отметить игры российского производства», - говорит разработчик настольной игры «Касипкер.kz».
Алтын рассказала нам, что рынок настольных игр, как и любой другой, очень зависим от экономического положения в стране. Так, Алтын пришлось пересмотреть свои расценки и разрабатывать упрощенный вариант игры.
«Первые 200 штук настольной игры продавались по цене 3 000 тенге за штуку. В связи с экономической ситуацией в стране и в мире мне пришлось поднять стоимость игры до 4 900 тенге за экземпляр. В связи с этим, чтобы не потерять основной рынок сбыта, я решила создать упрощенный вариант игры, чтобы иметь возможность конкурировать по цене (1000-2000 тенге)», - рассказала Алтын.
В отличие от Элины Ширай, Алтын считает, что рынок настольных игр может быть доходным, особенно если имеешь конкурентное преимущество. К слову, настольная игра Алтын напрямую связана с бизнесом. Игра учит честно вести дела, платить налоги после получения прибыли, знакомит с государственными программами, действующими на территории Казахстана, а также с возможными последствиями изменений макроэкономического характера.
«В нее могут играть как дети старше 10 лет, так и люди преклонного возраста. Конечно, сейчас я бы хотела, чтобы ею в первую очередь увлеклась молодежь, так как именно она будет костяком предпринимательского класса предстоящие 10-15 лет», - делится она.
Несмотря на молодость казахстанского рынка настольных игр, издатели отмечают, что в целом их радует тенденция развития настольного игрового бизнеса.
«Игровые издательства не покладая рук трудятся над выпуском новых продуктов. Сегодня все компании стабильно выпускают несколько новых игр в течение года. Все это радует нас с точки зрения потребителей, но хотелось бы, чтобы развивалось и наше производство. У нас много методических пособий и дидактических материалов для детей, но именно игра для ребенка – это способ познания мира, приобретения необходимых в жизни умений и навыков. В игре ребенок лучше мыслит и больше запоминает. Поэтому стоит обязательно иметь дома хорошие настольные игры и играть в них всей семьей. Так пусть у нас будет возможность выбрать на полках и наши казахстанские игры хорошего качества», - резюмирует издатель Диля Галиева.
Фото из архивов Дили Галиевой, Алтын Есеркеповой, Элины Ширай