Дильде Абишевой 21 год, она учится на последнем курсе КазНУ им. аль-Фараби, на факультете бухгалтерского учета и аудита. Сайт по продаже цветов девушка открыла год назад, прямо перед 14 февраля, Днем всех Влюбленных. «У меня всегда было внутреннее желание иметь что-то свое, быть независимой. Идея именно цветочного бизнеса пришла не сразу. Сначала я хотела открыть ателье, пробовала шить, но когда начала погружаться в это дело, поняла, что там много сложностей и тонкостей, и необходим большой капитал, а мне нужен был бизнес без особых стартовых вложений. Цветы мне были понятны, я их любила, и у меня было представление о том, какие букеты я хотела бы собирать, поэтому я решила заняться этим бизнесом. Когда начала изучать цветочный бизнес, то прочитала много статей, и меня поразило, что на 14 февраля и 8 марта магазины регенерируют 30-50% годовой выручки. Я понимала, этот пик нельзя пропустить и поэтому решила попробовать свои силы именно перед 14 февраля».
Девушка потратила 10 долларов на покупку домена и 50 долларов на рекламу в Google. Сайт она сделала сама — с помощью бесплатного конструктора.
«Когда я создавала сайт, то сначала смотрела на зарубежные ресурсы, но они были довольно сложные и загруженные, потом стала изучать конкурентов из Алматы. Как клиент я понимала их минусы, и постаралась это учесть в своем сайте. Первый мой сайт был совсем простой, после 8 марта я нашла более продвинутый конструктор и переделала сайт уже там. Через несколько часов после запуска сайта поступил первый запрос от клиента: он заказал 15 розовых тюльпанов, я упаковала их, даже до сих пор помню, куда мы их доставили. У меня не было места для хранения цветов, я решила работать по интернету так: приходит заказ, я связываюсь с поставщиком, он отдает мне букет по оптовой цене, потому что я привожу к нему клиентов. Так как у меня не было денег платить за цветы сразу, я планировала работать по пост оплате – сначала получить деньги с клиентов, а потом рассчитаться с поставщиком. Но многие поставщики отказывались от такой схемы. Но все же одна компания согласилась так работать. Сейчас я сотрудничаю с несколькими поставщиками, потому что сложно найти хорошие цветы. Бывают такие моменты, когда у всех в наличии не свежие цветы, все ждут поставки».
После изучения предложений на рынке, девушка решила сделать упор на бесплатной упаковке и доставке. После того, как в конце августа цены на цветы поднялись, пришлось сделать доставку платной, это помогло оставить стоимость самих букетов на прежнем уровне. Кроме того, Дильде Абишевой пришлось уменьшить свою маржу. После девальвации цены подняли и голландские, и казахстанские производители. Последние это объясняли тем, что луковицы и материалы для выращивания привозятся в Казахстан.
Дильда зарегистрировала ИП, попробовала поработать с Астаной и Карагандой, но из-за кризиса это стало невыгодно, и теперь она думает вернуться к этому попозже. Летом прошлого года девушка решила, что каникулы отличный повод сфокусироваться на работе и увеличить оборот.
«Еще летом я поставила себе задачу заработать деньги на открытие магазина в офлайн. Мне все партнеры говорили, что лето — мертвый сезон, люди мало покупают цветы, и лучше магазин открывать в сентябре – к началу сезона. А у меня наоборот, летом в интернете постоянно росли продажи. Я копила деньги, но в августе случилась девальвация, цены на аренду подскочили. Места, которые мне нравились, стоили дорого. Буквально полтора месяца назад я увидела объявление, что сдается помещение, и мы договорились, что я арендую входную группу. Оказалось, что иметь магазин – это совершенно другой формат, все совсем не так, как я думала: я полагала, что достаточно просто выставить цветы и люди будут их покупать. Но все оказалось сложнее. Мы сделали витрину, баннер. Всего офлайн магазин потребовал вложений в 500 тысяч тенге. Сейчас пеший траффик приводит клиентов, но все равно, по сравнению с онлайном, это очень мало. Иногда бывает, что нам приходится больше цветов списывать, нежели продавать».
По словам девушки, именно в офлайне она остро почувствовала конкуренцию. «Цветочный рынок сейчас насыщается. Но много игроков, которые приходят на период с 14 февраля до 8 марта. Появляется много сезонных интернет-магазинов».
Сейчас на Дильду работают два флориста, а в этом году перед 14 февраля она заключила договор с курьерской службой, которая занимается доставкой цветов.
Девушка признается, что все компании пользуются услугами одних и тех же поставщиков, из-за этого качество цветов одинаковое, поэтому огромное значение имеет сервис, упаковка и внимательное, индивидуальное отношение к клиенту.
«Цветочный бизнес разрозненный, цветы продаются везде: и онлайн и офлайн, но самое ключевое – это сервис. Бывает, что клиенты говорят «спасибо» просто за то, как мы с ними разговаривали. У меня была клиентка, которая заказала букет в Абердин, в Шотландию. Я не знаю, как она меня нашла, ведь на сайте написано, что доставка только по Алматы. Она спросила, доставляю ли я цветы Абердин, я подумала, что это неплохой шанс попробовать. Ей нужен был недорогой букет, а все интернет-магазины брали дорого и у них не было опции доставить именно к определенному времени. Я нашла девушку, у которой в Абердине есть свой цветочный магазинчик. Так я поняла, что не очень сложно доставлять цветы за рубеж, главное найти хороших партнеров. У меня есть клиент из Астаны, который просил приложить к цветам яблочный штрудель, я ездила по городу, и по его просьбе искала самый вкусный. К цветам часто заказывают торты. Сейчас еще популярны корзины с фруктами или наборы для ванны, гелевые шары. У меня в планах открыть свой полноценный интернет-магазин с такими сопутствующими товарами, еще бы я хотела сделать конструктор на сайте, с помощью которого можно самому собрать букет. Но нужен программист, который смог бы сделать это».
Средний чек на цветы составляет 8-10 тысяч тенге. Большинство алматинцев по-прежнему консервативны и предпочитают розы. «Сейчас часто спрашивают пионы, но они не всегда есть в наличии, их надо доставать под заказ, один мужчина просил эдельвейсы, но они находятся в Красной книге, и пришлось ему отказать».
Больше всего цветов покупают на 8 марта. Причем в этом году заказы начали оформлять на 4 марта и продлятся самые важные в году для цветочников дни до 9 марта.