С 2008 года рынок мобильной связи существенно вырос с 215,5 млрд тенге до 308 млрд тенге в 2012 году. Тогда, впрочем, как и сейчас, основную часть дохода формировала голосовая связь. С  2008 года в структуре доходов мобильных операторов появилась еще одна перспективная позиция – мобильный интернет.

 

Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан наглядно показал перспективность продукта: «В III квартале 2010 года доля дохода компании от передачи данных составила 4%, а во II квартале 2013 года эта статья дохода выросла до 11%».

 

Финансовый отчет компании Kcell за I полугодие также показал перспективность мобильного интернета. С  8 359 млн. тенге в 2012 году доход по этой статье вырос до 11 604 млн. тенге в 2013 году.  

 

По словам Светланы Черненко, главы представительства iKS-Consulting Казахстан, сейчас годовой доход от передачи данных не столь существенный, пока он занимает 15-17%: «Но с позиции перспективности, безусловно, эта статья одна из приоритетных, так как демонстрирует наиболее высокий рост и с каждым годом будет все активнее “теснить” остальные статьи в общей структуре доходов».

 

Александр Васильев, генеральный директор компании Profit.kz, также считает, что пока самая весомая статья доходов у мобильных операторов – голосовая связь, занимающая 70% доходов: «Но мобильный интернет я бы назвал перспективной статьей доходов, поскольку все операторы признают, что объем  дата-трафика стремительно растет».

 

Примеры рынков других стран показывают, что все идет к тому, что услуга станет самой динамичной и с точки зрения роста пользователей, и с точки зрения роста доходов. По словам Светланы Черненко, доля доходов американских и европейских сотовых операторов от мобильного интернета достигла 35-40%, более того, это достаточно средний показатель.

 

Но стоит отметить, что на западе, мобильный интернет со временем перестал рассматриваться как самостоятельная услуга. К примеру, с помощью него международный оператор T-Mobile распространяет услуги потокового телевидения, радио и т. д.

 

Покрытие и абоненты

 

Согласно данным Profit.kz, в начале 2013 года основными лидерами мобильного рынка были три компании Kcell с абонентской базой более 13 млн. человек, Beeline с более 8 млн. абонентами и Tele2 c более 3 млн. абонентами. 

 

По словам Светланы Черненко, суммарная доля абонентов мобильного интернета, которые пользуются услугой хотя бы раз в неделю, не превышает 3 млн. человек. Общее количество пользователей, которые используют его хотя бы раз в 3 месяца, составляет 10 млн. человек.

 

Говоря о покрытии  Beeline,  Алексей Бендзь рассказал, что  сетью 2G покрывает порядка 43% территории Казахстана, а сетью 3G – более 280 городов и крупных населенных пунктов.

 

Kcell, по информации Аиды Досаевой, сетью 2G покрывает свыше 96% населенной территории, а сетью 3G - свыше 62% территории Казахстана.

 

Tele2, согласно официальной информации на сайте, к концу 2013 года собирается расширить зону покрытия мобильной связью до 85%.

 

Тем не менее, Александр Васильев оценил общее проникновение мобильного интернета по территории Казахстана в 20%.

 

Какие проблемы?

 

Одна из первостепенных проблем у зарубежных операторов, вызванная ростом спроса на мобильный трафика, это – высокая загруженность сетей, которая вынуждает операторов усовершенствовать и покупать оборудование, что сказывается на прибыльности бизнеса.

 

Однако сейчас очевидной нехватки оборудования у операторов мобильного интернета нет. Об этом заявили как в  Beeline,  так и в компании Kcell. Эксперты также считают, что технического дефицита у операторов нет. Но, по словам Черненко, у операторов имеется не менее значимая проблема – дефицит магистральных емкостей.

 

Васильев, в свою очередь считает, что существует и другая проблема – распространение смартфонов и планшетов. Ранее участники самого рынка уже подтвердили наличие этой проблемы. Сегодня в сетях сотовых операторов по примерным оценкам порядка 15% пользователей смартфонов. При этом через три года рынок планирует, что доля владельцев смартфонов достигнет 25-30%, а доля пользователей планшетов 7-10%.

 

Рост числа смартфонов может обеспечить появление более дешевых мобильных устройств, или же появление большего числа кредитных предложений, которые будут формировать операторы совместно с ритейлерами.  

 

Ждать ли снижения трафика?

 

По словам Черненко, снижение стоимости мобильного трафика во многом зависит от роста числа пользователей и потребления трафика: «Тем не менее, казахстанских операторов нельзя упрекнуть в бездействии в этом вопросе. Они регулярно снижают тарифы, вводят новые пакетные предложения. Понятно, что пользователю всегда хочется дешевле, а лучше – бесплатно. Однако резкое обрушение цен неминуемо приведет к перегрузкам и отказам в работе сетей. Поэтому тарифы должны снижаться поэтапно».

 

Впрочем, Досаева заверила, что Kcell будеть продолжать снижение стоимости мобильного трафика: «С января 2009 года по июнь 2013 года средняя стоимость 1Мб интернет-трафика (ARPM)  в сети Kcell снизилась более чем в 17 раз, а траффик вырос в 166 раз. Тенденция снижения средней стоимости интернет-трафика продолжается. Это происходит благодаря запуску безлимитных и пакетных предложений для интернета».

 

Бендзь в свою очередь отметил, что у Beeline уже есть самые разнообразные услуги по привлекательным ценам: «В настоящий момент средняя стоимость за 1 Мб в Казахстане составляет около 3 тенге».

 

Нужно ли менять город на село?

 

Несмотря на пока еще небольшое число постоянных пользователей мобильного интернета, некоторые эксперты уже говорят о том, что в больших городах, в частности в Алматы и Астане, вскоре будет достигнута критическая отметка пользователей, и операторам нужно будет искать новые рынки сбыта.

 

По мнению экспертов, в качестве нового рынка операторы могли бы рассмотреть сельские территории, где люди могли бы заменить мобильным интернетом широкополосный, который имеет сравнительно небольшое проникновение в таких регионах. Впрочем, и Черненко, и Васильев сходятся во мнении, что потенциал в больших городах еще есть.

 

Тем не менее, Досаева утверждает, что Kcell уже осваивает сельские регионы: «Мы развиваем сеть 3G в соответствии с лицензионными обязательствами, согласно которым покрытие поселков с населением от 10 тысяч человек должно быть завершено к 2015 году. На конец сентября 2013 года покрытие населенной территории превышает 62 процента, куда входит, 31 процент поселков с населением от 5 до 10 тысяч человек. Мобильный интернет – это пока единственный вариант, обеспечивающий быстрый доступ к Интернету в масштабе всей страны. И наша компания видит большой потенциал роста услуг мобильного интернета в регионах».

 

Бендзь также рассказал, что Beeline инвестирует средства для развития регионов: «Ежегодно наша компания инвестирует значительные средства для развития регионов и телекоммуникационного рынка в целом. Мы, как социально-ответственная компания, стараемся предоставить качественное телеком решение для всех населенных пунктов нашей страны, даже самых отдаленных».

 

Однако Васильев утверждает, что операторам сельский рынок не очень интересен: «Но у них есть лицензионные обязательства, согласно которым они несут определенную социальную нагрузку и должны развивать свои сети и в невыгодных для себя районах».

 

Черненко, в свою очередь, прогнозирует, что после насыщения столичных городов, операторы еще сильнее активизируются в регионах, и рынок это поддержит: «Развитие интернет-инфраструктуры в сельских районах всегда происходит с задержкой по всем известным причинам – низкая плотность населения, невысокий платежеспособный спрос, высокие инвестиции в строительство сетей в удаленных районах. Сотовым операторам в этом вопросе легче – им, как минимум, не нужно прокладывать кабель в каждый дом для предоставления услуги. Поэтому в селах будут развиваться именно беспроводные технологии».