Действие фильма разворачивается в середине XX века. 93-летний Шерлок Холмс покинул Лондон и живет в маленькой деревушке в Сассексе вместе с горничной миссис Манро и ее сыном Роджером. 

Будни одряхлевшей звезды дедукции теперь заняты пчеловодством и беседами с юным Роджером, а его главным врагом стала старость и сопровождающие ее болезни и потеря памяти. И лишь неразгаданная загадка 30-летней давности не дает мистеру Холмсу уйти на покой. Шерлок начинает писать последний рассказ о себе и своем последнем деле, который с одной стороны должен помочь ему разгадать загадку, а с другой развенчать мифы о себе, созданные покойным Джоном Ватсоном.   

За последние десять лет попытку переосмыслить наследие Артура Конана Дойля не предпринял разве что только ленивый. Однако, «Мистер Холмс» на фоне остальных Шерлоков, если и не является самым оригинальным, то, как минимум, претендует на нечто большее, чем банальная развлекуха.  Неслучайно, премьера прошла на Берлинском кинофестивале. 

Впервые за 17 лет режиссер Билл Кондон и актер Иен Маккеллен решили вновь поработать на одной площадке, несмотря на тот факт, что их первая совместная картина – биографическая драма «Боги и монстры» принесла Кондону «Оскар» за сценарную работу, а Маккеллен был удостоен номинации на эту же премию. 

К слову, довольно сложно не заметить параллели между главными героями «Богов и монстров» и «Мистера Холмса». В обеих картинах актер играет некогда признанных мастеров своего дела, ушедших на покой (в первом случае – это был режиссер Джеймс Уэйл) и окончательно позабытых обществом. Однако, если «Боги и монстры» была довольно мрачной картиной, исследующей природу одиночества, страха и порока, то «Мистер Холмс» напротив максимально стремится к тому, чтобы стать картиной для всей семьи. 

Здесь тема одиночества противопоставляется и ярко контрастирует с темой семьи. Кондон и автор романа «Пчелы мистера Холмса» Митч Каллин возможно впервые акцентирует внимание не на авантюрных детективных линиях и полной экшна жизни великого сыщика, а на его фатальном неумении строить человеческие взаимоотношения. И если в большинстве экранизаций этот факт менее заметен, благодаря присутствию добродушного Ватсона, то здесь авторы лишают героя единственной поддержки.

По ходу действия, Холмс, сам того не осознавая разрушит две семьи и поставит под угрозу отношения миссис Манро и ее сына. Тем самым режиссер вновь подтверждает теорию о том, что гениальные умы обречены на одиночество, из-за элементарного непонимания правил жизни в обществе.

Безусловно, во многом картина состоялась благодаря исполнителю главной роли – сэру Иэну Маккеллену, пополнившему свой список культовых персонажей (где уже соседствуют герои шекспировских трагедий, Гэндальф и Магнето) еще одной знаковой фигурой мировой литературы. 

Актер идеально смотрится и в образе впадающего в маразм 93-летнего старика, и, исполняя роль 60-летнего бодрого сыщика, способного разгадать самые сложные загадки. Слава Богу, несмотря на полное отсутствие экшна, Кондон оставил места для детективной истории и смог совместить ее с экзистенциальным кризисом героя. 

В общем и целом, детективная мелодрама «Мистер Холмс» оставляет довольно приятные впечатления, хотя едва ли сможет стать настолько же культовой, как сериал «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем или сорвать кассу, как блокбастеры Гая Ричи.  

 

Фото http://online.artofselect.com