В центре повествования – молодая девушка (Айсулу Азимбаева), живущая в большой пустующей квартире. Подле нее – дочь (Анастасия Вострова), лет десяти, которая то и дело показывает матери характер, норовит сбежать и постоянно повторяет, что за ними следит Он. Большую часть фильма мы наблюдаем за тем, как Она живет, учит язык, танцует, гуляет с дочерью. Вот, собственно, и всё. Временами однообразную жизнь главной героини разбавляют странные видения, в которых Она танцует контемпорари в белом платье, с имитирующем беременный живот подкладом.
Фильм для думающих людей – так будут говорить о новой картине Сатаева. Причины для этого вполне имеются: во-первых, обезличенность героев – ни у кого нет имен; изолированность мира главной героини (кроме нее и девочки в городе нет никого); атмосфера саспенса и таинственный некто, наблюдающий издалека. Однако такое повествование – прямое в лоб, может говорить о том, что, режиссер, сделав ставку на интеллектуальное кино, многие важные элементы киноповествования отодвинул на второй план. Никакого маневра для творчества или интриги попросту не остается – всё слишком очевидно (причем было еще по трейлеру). Единственной загадкой фильма стал вопрос о той странной фигуре, которую так боится девочка. Кто он и за кого играет? Но и тут всё слишком просто: персонаж остается загадкой ровно до тех пор, пока его нет в кадре. Никакого твиста. Всё остальное по канонам: ежедневные ритуалы героев повторяются, уровень паранойи растет, затем наступает катарсис.
Одно из достоинств фильма – визуальная составляющая. Это и холодная палитра цветов; туман; образ героини, одетой на мужской манер; сочетания цветов в одежде матери и дочери. К концу фильма цвета становятся теплее, это отражается и на гардеробе героини Айсулу Азимбаевой; холодную и необжитую квартиру наполняет рассветное солнце и все становится на свои места. Что примечательно, все локации, появляющиеся в фильме, относятся к новому облику Алматы: небоскребы (в том числе и нарисованные в пост-продакшн), метро, Esentai Apartments, Мега. Ни одного вида столь излюбленного и затертого до дыр Золотого квадрата. Разве что мелькнувший в окне фасад гостиницы «Казахстан». Не малое внимание уделили и звуку, создающему то самое гнетущее внутри чувство, однако музыка звучит настолько часто и громко, что хочется прикрыть ладонями уши.
После просмотра картины «Она», на ум приходит другой фильм Акана Сатаева – «Заблудившийся», сценарий к которому написал бессменный компаньон режиссера – Тимур Жаксылыков. Два фильма как бы перекликаются между собой: герой без имени, мистическое исчезновение жены и ребенка героя, галлюцинации и видения. Разве что в «Она» нет морали. Этот фильм – попытка отразить состояние женщины, потерявшей ребенка, которая больше никогда не сможет забеременеть. Попытка хорошая. Для кинематографиста это вызов и в то же время хорошая попытка показать свое мастерство рассказчика и умение придать простой истории непохожую интересную форму. Форму выбрали незамысловатую и удобную – в нее можно ввести много действий, которые никуда не ведут, но вроде как красиво (например, танцы Азимбаевой), долгие малосодержательные сцены, а в случае претензий ответить: это психологический триллер – чем страннее, тем лучше.
Трудно играть, когда ты находишься в кадре один или с ребенком, но и это нельзя назвать достаточным основанием для неубедительной игры и слабых диалогов. Добавьте к этому множество клише, разжевывание каждой загадочной сцены в конце и получите демотивацию зрителя идти в кино. Что заставит зрителя потратить время и деньги? Да, его заинтригует непохожесть на другие казахстанские фильмы, где главные герои стремятся вступить в брак, повидаться с дальними родственниками и заработать состояние сомнительным способом. Но интересная концепция – далеко не всё для полного метра. «Она» куда органичнее могла смотреться в короткометражной дисциплине, нежели в прокатной сетке кинотеатров. Однако, несмотря на это, идея хороша тем, что обращает зрителя внутрь главной героини, ведь произошедшее с ней вполне может случиться с любой женщиной. В этом главная ценность картины. Это гипертрофированный рассказ о том, как синдром утраты может выбить человека из жизни, сузить саму жизнь до одной фантомной фигуры, погрузить человека в анабиоз и заставить проживать в нем болезненные сюжеты. Жаль, что в фильме поверхностно раскрывается поворотный момент, вернувший девушку к жизни, ведь это, безусловно, главная точка этого трудного пути.