Мы поощряем самоосознание среди перспективных лидеров (какой лидер вы есть), предлагаем им расписать путь своего развития (что сделало вас таким лидером, каковым вы являетесь), делимся своими знаниями и идеями (каким лидером вам нужно быть) и помогаем им приобрести новые знания, а также выбрать новые стили поведения (вот как можно стать тем самым лидером).

Но мы не уделяем должного внимания, возможно, самым важным составляющим элементам успешного лидерства – намерению (каким лидером вы хотите стать) и воздействию (наследие, которые вы хотите оставить). В качестве сокращения я называю сочетание этих двух компонентов «лидерским отпечатком».

В моем опыте есть много людей, который в определенный момент задумывались о своем «отпечатке», но лишь единицы четко определяли его, чтобы в дальнейшем ориентироваться и оценивать свои успехи. Из тех, кому это удалось, немногие делали это на регулярной основе при принятии ежедневных решений или делились своим опытом с остальными, чтобы получить комментарии и быть призванными к ответственности.

Привожу пример, как это выглядит в действии. Гейл Келли – президент компании «Westpac Group», одного из крупнейших банков Австралии, получившей премию «Самая устойчивая компания» на Всемирном экономическом форуме в Давосе в этом году – открыто и честно рассказала о своем личном лидерском опыте. Свои цели она описала как  «благородство духа». И по ее словам есть два ключевых элемента, ведущих к этому благородству. Первый – это вера в силу людей и в то, что они могут внести значительный вклад (намерение лидера). Второе – создание атмосферы, которая дает им возможность развиваться и становится лучшими, чтобы внести этот вклад (воздействие лидера).

Келли также не забывает и о тактике действий лидера. Но по ее мнению она служит интересам лидерскому «отпечатку», элементы которого она выделила. По ее определению лидеры, имеющие благородство духа, беспристрастны, умеют слушать других и способны демонстрировать сочувствие. Они не эгоистичны. Они терпимы иобъективны. Они не стремятся «убить гонца, несущего дурную весть» и не ищут, на кого свалить вину. Они готовы поддержать, а не сидеть, сложа руки. Они дают честные комментарии и делают это вовремя. Вам не нужно ждать по шесть или двенадцать месяцев ежегодного отчета о результатах вашей работы.  

С низкими показателями справляются быстро. И возможно, что самое важное, менеджеры сами выбирают свои решения и предположения, и никто им их не навязывает. Как резюмировала Келли: «Я допускаю, что ты – моя коллега – желаешь лучшего мне лично и другим. Я великодушна в своих выводах о твоей истинной мотивации и твоих намерениях по отношению ко мне. И хотя временами бывают сложные ситуации, я буду рассматривать твои намерения как положительные».

Данный подход работает в самой компании «Westpac». Согласно внутренним корпоративным исследованиям вовлеченности персонала, 97% сотрудников «Westpac Group» ответили, что видят, как их работа связана с целями и задачами компании.

Я, конечно же, не утверждаю, что универсальный ключ к успеху каждого в плане лидерства – это идея благородности духа. Она работает в случае с Гейл Келли, потому что она лично выбрала данный путь и определила его для себя. Она внедрила его в свою команду и привязала его к результатам, которых хочет добиться в бизнесе.

Мы не должны выбирать для себя одни и те же критерии лидерского успеха. А должны сами определять их. Лидерам следует самим определять свое пространство, время и давать себе разрешение. А также просить поддержку, когда она необходима, чтобы четко определить культуру лидерства, которую они хотят построить вокруг себя.

Лидеры должны оценить – основываясь на собственных наблюдениях и рекомендациях окружающих – как они следуют выбранным принципам, и внести изменения, необходимые для поддержания данной культуры на ежедневной основе.

Суммируя вышесказанное, центральные элементы создания «лидерского отпечатка»:

+ Определение того, каким лидером вы хотите быть;

+ Четкое понимание того, как выбранный вами путь соответствует корпоративному видению и задачам,  а также помогает добиться их выполнения;

+ Развитие самоосознания, размышление о своем поведении и стимулирование других давать свои комментарии;

+ Признание различий, которые могут возникнуть между вашим стремлением и воздействием;

+ Саморегулирование. Как сказала Эмма Соун, лектор Лондонской школы экономики: «Сила саморегулирования и вызовы, связанные с ней, помогают удостовериться, что ваша личность, поведение и цели в качестве лидера связаны между собой и соответствуют друг другу».  

+ Выбор предположений о себе и других, на которых вам нужно положиться, чтобы ваш «лидерский отпечаток» был реалистичным и последовательным.

Теперь мой подход к каждому клиенту – определил ли он свой лидерский путь или только собирается – будет основываться на вопросе, который я должна постоянно задавать себе: «Вы знаете, какой «лидерской отпечаток» хотите оставить, и задумываетесь ли вы о нем каждый день?».

Harvard Business School Publishing Corp.

Перевод Нины Кузнецовой