Финская статистика говорит о том, что в стране перерабатывают 41% муниципальных отходов, еще 58% сжигают на заводах. На свалки попадает только 1%. В результате страна использует – как в виде новых материалов, так и в виде энергии – 99% переработанных твердых бытовых отходов (ТБО).
Сейчас в Финляндии есть 9 мусоросжигательных заводов, чьи мощности позволяют перерабатывать порядка 1,5 млн тонн отходов. Одно из крупнейших производств – мусоросжигательный комплекс энергетической компании Fortum в городке Рийхимяки.
Fortum
Многие экологи с подозрением относятся к сжиганию мусора. Их основной аргумент – при сгорании выделяются крайне вредные для окружающей среды и здоровья вещества. Но сегодня эти риски можно заметно снизить – необходимо, чтобы сжигание мусора происходило за счет современных технологий, которые позволят не только сократить вредные выбросы, но и переработать сожженный мусор в новую энергию.
На площадках комплекса Fortum эксплуатируются несколько современных установок для: высокотемпературного сжигания, удаления опасных отходов, физико-химической очистки для удаления кислот, две мусоросжигательные установки, а также установка для переработки пластика. Благодаря этим технологиям, помимо прочего, обеспечивается выработка электрической и тепловой энергии для жителей 30-тысячного города – Рейхимяки.
В 2018 году на площадках в Рейхимяки переработали около 535 000 тонн отходов (для сравнения: за восемь месяцев 2018, по данным Минэнерго, во всем Казахстане переработали или утилизировали 330 тысяч тонн). Опасные отходы, поступающие на завод, проходят инспекцию при доставке на площадку. Лаборатории Fortum исследуют около 15000 образцов в год. Кроме того, надзорные органы в Финляндии обладают довольно широкими полномочиями, не склонны к коррупции, и проверки такого рода производств могут произойти в любой момент. Благодаря всем этим мерам на европейских производствах Fortum выбросы CO2 сократились на 96%, утверждают в компании.
Компания, имеющая полувековой опыт переработки опасных отходов, к середине десятых годов XXI века сумела добиться не только приличной выручки (4,5 млрд евро в 2017), но и сделать нечто действительно полезное – и не только для жителей открыточного городка Рейхимяки: в 2014 году компания выиграла тендер на уничтожение опасных веществ, содержащихся в химическом оружии правительства Сирии. «В Рийхимяки было доставлено в общей сложности 6 000 тонн опасных веществ, которые были подвергнуты безопасной обработке и уничтожены, главным образом, методом высокотемпературного сжигания», - сообщают в компании.
На Fortum, как и на другие аналогичные производства страны, ложится и другая миссия – уже не мирового, но национального значения: повысить уровень переработки пластика. Сегодня компания принимает и перерабатывает пластик со всей страны, что несколько ново для финнов. Дело в том, что Финляндия, став одним из мировых лидеров в переработке ТБО, отстает в переработке пластика от соседей по ЕС. По данным Евростата, в 2018 году финны переработали всего 25% пластиковых отходов, в то время как лидер – Литва – переработала 74%.
Для финнов все это очень важно. Страна, никогда не имевшая имперских амбиций, хочет быть лидером в области разного рода созидательных начинаний, в том числе, в переработке отходов. Немного отстав от соседей в переработке пластика, финны приняли первую в мире дорожную карту по этому вопросу. «Поставлена задача создать циркулярную экономику, в которой пластмассы и изделия из них будут находиться в обращении как можно дольше, и мы будем максимально воздерживаться от использования первичного и ископаемого сырья, сокращая таким образом выбросы в окружающую среду», - говорил министр окружающей среды, энергетики и жилищной политики Финляндии Киммо Тииликайнен.
Раздельный сбор по-фински
Путь к глобальным целям финны начинают с малого, а именно – с грамотного раздельного сбора во дворах. Внедренные финнами технологии позволяют собирать и разделять мусор без мусоровозов, а значит, экономить средства на их покупке и эксплуатации. В одном из микрорайонов города Хельсинки, столицы Финляндии, корреспонденту Vласти показали прогрессивную и при этом не самую сложную для внедрения систему: когда контейнер для мусора (если точнее, для пяти его видов – бумаги, тетрапакетов, пластика пищевых и твердых бытовых отходов) наполняется, его содержимое по подземному трубопроводу отправляется на сортировочную станцию. Затем отходы складируют и отправляют дальше – либо перерабатывать, получая новые товары, либо сжигать, получая новую электрическую или тепловую энергию.
Почему все это работает?
Раздельный сбор, сортировка и переработка отходов – это не самый простой алгоритм. Для его работы необходима консолидация усилий всех игроков. В Казахстане, казалось бы, тоже это поняли. С 2016 года в стране действует принцип расширенных обязательств производителей (РОП), создан – в виде ТОО – специальный орган, Оператор РОП. Согласно закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам индустриально-инновационной политики» за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов» производители платят именно оператору РОП.
С самого начала РОП вызвал шквал критики со стороны предпринимателей: РОП, по мнению производителей, является монополистом, что нарушает принцип конкуренции. Высказывались опасения, что вся ответственность ляжет на средний бизнес. Как бы то ни было, сейчас можно утверждать одно: РОП действует уже три года, а количество переработанного в стране мусора за восемь месяцев 2018 года составило всего 10%.
В Финляндии также создали стороннюю структуру, которая призвана организовывать и определять общее направление развития отрасли – фонд Sitra.
Фонд, которому в этом году исполнилось 52 года, начинал с общих стратегических исследований. Затем они сосредоточили внимание на привлечении в страну инвестиций. Ближе к нашему времени Sitra занялся циркулярной экономикой, неотъемлемой частью которой является переработка мусора. В фонде занимаются самостоятельными исследованиями, пытаясь предсказать и понять будущее, проводят эксперименты, налаживают контакты между игроками рынка. Причем последнее, взаимодействие с производителями, является важнейшей составляющей, без которой, как утверждают в фонде, никак нельзя.
«Мы никогда не работаем в одиночку. Мы всегда работаем в партнерстве с финскими организациями. Мы стараемся предсказывать, как меняется мир, страна, общество. И как Финляндия должна реагировать на такие изменения. Также мы разрабатываем общее видение развития страны. После того как общее видение формируется, мы разрабатываем стратегию. Проводим работу, нацеленную на поощрение финских организаций – это как административные органы, так и коммерческие организации», - говорит ведущий специалист подразделения циркулярной экономики фонда Sitra Даниэль Кауфман.
Деятельность фонда финансируется за счет его же капитала. Если какая-то идея, разработанная в Sitre, не заработает, всю ответственность несет сам фонд. Кауфман говорит:
Для сравнения, пожалуй, имеет смысл посмотреть, что говорят о казахстанском РОП отечественные производители: «Правительство своим постановлением наделило частное ТОО «Оператор РОП» исключительными правами по сбору финансовых поступлений от реализации РОП на развитие системы утилизации отходов, хотя охрана окружающей среды – это государственная задача и обязанность. При этом, согласно самому определению товарищества с ограниченной ответственностью, это ТОО не несет никакой ответственности за использование собранных средств – а это миллиарды тенге!», - говорилось в заявлении 2017 года, подписанном представителями Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков, Союза пивоваров Казахстана и Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Все это – несмотря на то, что задачи двух организаций, финской и казахстанской, в общем одни и те же: улучшить ситуацию с переработкой мусора, а значит – с экологией вообще. Почему же в Финляндии все это работает лучше?
Вероятно, это связанно с тем, что фонд Sitra – это подарок финского парламента своему народу. Народу, который этот парламент действительно избрал.
На финнов надейся, но сам не плошай
«Нужно привлекать финский бизнес, ноу-хау, капитал и внедрять. Если законодательство нам не позволяет, то менять нужно законодательство. Поэтому мы в этом году разрабатываем новый экологический кодекс. В рамках экологического кодекса мы внесём изменения и в другие законы, в том числе будем просить изменения в налоговый кодекс, получения преференций для отрасли, которой почти не существует, то есть получение энергии из отходов», - говорил в начале этого года министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев в интервью «Хабар 24».
Министр внешней торговли и развития Финляндии Анне-Мари Виролайнен тому же телеканалу сказала, что «после визита Нурсултана Назарбаева в Финляндию в октябре прошлого года была определена работа по четырём основным направлениям: «зелёная» экономика, сельское хозяйство, образование и энергетика».
«Во время межправительственных комиссий мы намечаем дальнейший план действий. Надеемся на плодотворное сотрудничество», - добавила Виролайнен.
В ходе пресс-тура в Финляндию, Vласти удалось узнать и кое-что более конкретное по поводу «дальнейшего плана действий». Представители компании Kauko International сообщили корреспонденту Vласти о планах строительства в Казахстане трех производств, связанных с мусоропереработкой. По нашим данным, одно производство планируется запустить в Талдыкоргане, одно в Шымкенте и еще одно где-то в Алматинской области.
На наш запрос, в котором мы просили уточнить информацию, в Миненэрго не ответили.
Но, как бы то ни было, оптимизм по поводу возможного запуска продвинутых финских производств в Казахстане, пожалуй, должен быть сдержанным. Дело в том, что на примере компании Fortum можно предположить, что дома, в Европе, эти компании заботятся об экологии и качестве своих услуг куда сильнее, чем за рубежом. Без выбросов CO2 производится 96% электроэнергии в Европе, а в остальных странах, в которых работает компания, эта цифра существенно ниже – 61%.