В ночь на первое октября стало известно, что в США, впервые за 17 лет прекратилось финансирование множества федеральных госучреждений из-за того, что конгресс не достиг консенсуса в решении о бюджете.
Демократы трижды включали в проект бюджета реформу здравоохранения Obamacare, которая сделает медицинскую страховку доступной для большей части населения. Но республиканцы каждый раз выступали против и требовали отмены или задержки реформы и говорили, что её принятие несправедливо по отношению к гражданам США, которые считают Obamacare ненужной.
Параллельно с этим администрация США призывала конгресс повысить потолок госдолга, аргументируя это тем, что 17 октября средства в госказне, предназначенные для исполнения обязательств, могут закончиться. Республиканцы выступают против, и требуют сокращения расходов, преимущественно по Obamacare.
Аналитики всего мира предсказывают скорое решение конфликта в конгрессе. Однако в четверг Министерство финансов США заявило, что если не решить вопрос с госдолгом в ближайшее время, стоит ждать дефолта, последствия которого страшнее кризиса 2008 года. На фоне этих заявлений, инвесторы уже вывели порядка 3,1 млрд USD из американских фондов.
Vласть опросила экспертов о том, каким образом бюджетный кризис и дефолт США может затронуть экономику Казахстана.
Артем Устименко, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) сомневается, что экономика и финансовый рынок Казахстана ощутит серьезное и долгосрочное влияние бюджетного кризиса в США, при условии, что он не затянется: «Проблемы США в бюджетной сфере не продлятся долго. Как республиканцы, так и демократы прекрасно понимают, где находятся «красные флажки», выход за которые чреват последствиями для экономики США и потерей политических очков как внутри, так и вне страны. Кроме того, за партиями стоит крупный бизнес, который имеет свои рычаги влияния на чрезмерно заигравшихся в политические игры конгрессменов. Вероятно, межпартийные договоренности по проблемным вопросам будут достигнуты до конца следующей недели. Причем именно республиканцы, по всей видимости, пойдут на уступки.
Учитывая ограниченное двустороннее торговое взаимодействие, давление на Казахстан может оказываться опосредованно через фондовые, сырьевые и валютные рынки. Пока что их участники реагируют на происходящие в США процессы достаточно слабо, заняв выжидательную позицию. Однако негативным последствием может стать повышенная волатильность фондовых, сырьевых и валютных рынков, при затягивании сроков достижения межпартийного компромисса в США. Вполне вероятно, дальнейшее ослабление курса доллара, который по отношению к евро достаточно серьезно просел в сентябре. Могут пострадать и нефтяные котировки. Но даже в этом случае негативное влияние будет иметь временный характер и рынки должны достаточно быстро восстановиться.
По большей части, случившийся правительственный «шатдаун» – это пока что «внутреннее дело» США. Как таковое оно не затрагивает в критической степени даже американскую экономику, хотя отрицательно влияет на внутренний спрос и рынок труда в данной стране. Макроэкономических предпосылок к бюджетному кризису нет, если не считать таковым критический уровень внешней задолженность. Более важным фактором на сегодня является то, что американская экономика чувствует себя не сказать чтобы очень хорошо, но вполне стабильно. Во многом ажиотаж вокруг бюджетно-долговых проблем излишне подогревается на уровне масс-медиа, а также некоторыми крупными игроками рынка, которые преследуют свои цели.
Гораздо более серьезным вопросом остается возможность достижения компромисса в Вашингтоне по повышению потолка федерального долга в отведенный до 17 октября срок. В принципе, отсутствие договоренностей будет означать технический суверенный дефолт, резкое повышение стоимости внешних заимствований, а также критическое ослабление кредитно-инвестиционного рейтинга США. Крайне негативно на это отреагируют глобальные финансовые рынки – их капитализация просядет очень даже серьезно буквально за несколько торговых сессий, под давлением панических настроений и пресловутого «стадного эффекта». И даже при таком сценарии Казахстан получит небольшой плюс – рост стоимости внешних заимствований повлечет за собой увеличение доходности от вложений в американский госдолг, учитывая, что на нем «висит» основная часть резервов Нацфонда. Причем в долгосрочном плане инвесторы вряд ли откажутся от вложений в федеральный долг США, так как на глобальном рынке попросту нет другой «тихой гавани» для размещения ликвидности.
Но высока вероятность, что две партии одобрят повышение потолка федеральных заимствований в срок. Особенно учитывая последние кулуарные заявления одного из лидеров республиканцев, Джона Байдена, о готовности предотвратить дефолт, в том числе через приостановку пресловутого правила Хастерта. И даже при отсутствии межпартийного компромисса, полностью уверен, Вашингтон не допустит дефолта - инструменты для этого остаются».
Айвар Байкенов, директор департамента аналитики «Асыл Инвест» придерживается мнения, что бюджетный кризис может привести к очередному витку кризиса в глобальном масштабе: «Американская экономика сегодня и без того испытывает трудности с восстановлением темпов роста. Фискальный кризис может привести к стагнации крупнейшей мировой экономики и далее к рецессии. А проблемы в экономике номер 1, которая является крупнейшим импортером, однозначно по цепочке отразятся на многих странах, в частности экспортирующих.
Последствия для фондового рынка могут оказаться непредсказуемыми, но очевидно, что в таком случае будет сильный обвал, как по бумагам, так и по сырью. Стоимость нефти может упасть ниже $100 и в зависимости от длительности бюджетного кризиса возможно дальнейшее снижение до $80-90. Такой сценарий, безусловно, подорвет положение и казахстанской экономики, темпы роста которой могут замедлиться до менее 4%. Пострадает в первую очередь наш экспорт. Следовательно, усилится давление и на курс национальной валюты, которая может в итоге ослабнуть до 160 и выше.
Однако мы полагаем, что в последний момент власти смогут прийти к консенсусу и не допустят дефолта страны, осознавая степень потенциальных последствий такого события. Американская экономика без того с трудом пытается восстановиться после кризиса. Потому мы ждем повышения потолка госдолга. В США сегодня наблюдается политический кризис, обусловленный жестким противостоянием двух политических партий, каждая из которых имеет контроль в одной из ветвей власти и каждая из которых в моменте действует лишь в собственных интересах».
Салтанат Джарасова, финансовый аналитик и исполнительный директор Международного центра экономической грамотности считает, что дефолт, вероятность наступления которого высоко, негативно скажется на росте экономики Казахстана: «Общеизвестно, что США - крупнейшая экономики мира. И ситуация вокруг их госдолга сильно отражается на глобальных фондовых и товарных рынках. Казахстан, как открытая экономика, также подвержен внешним рискам. А последствия технического дефолта США (вероятность наступления высокая) негативно повлияют на темпы роста экономики Казахстана. Также следует помнить немаловажный фактор - деньги Нацфонда Казахстана преимущественно размещены в казначейских облигациях США.
Учитывая, что основную долю доходной части бюджета страны формируют предприятия сырьевого сектора, и снижение спроса со стороны США на мировых товарных рынках (нефти, металла и т.д.) приведет к падению уровня производства. И это будет иметь мультипликативный эффект на другие отрасли экономики.
Не исключаю ослабления тенге по отношению к доллару и к другим валютам корзины. Полагаю, что курс тенге по отношению к американскому доллару может варьироваться в пределах 153-160 тенге»
Анатолий Хегай, финансовый аналитик Forex-club.kz, прогнозирует, что прямого и сильного воздействия на экономику Казахстана бюджетный кризиса в США не окажет: «Для нас важно ориентироваться на торговых партнеров – Европу и Китай. И во многом ситуация с нашей экономикой зависит от их положения дел. Но так как США является крупнейшей экономикой мира, то бюджетные проблемы, прежде всего, отражаются на темпах восстановления экономики. Сейчас США показывает устойчивый, но медленный рост. И бюджетный кризис несколько замедлит этот восстановительный процесс для всей мировой экономики. И отсюда возможно и какое-то косвенное воздействие на нашу экономику. Бюджетная проблема уже существует давно. Практика непринятия бюджета уже была. Но все зависит от длительности процесса. Чем дольше он будет длиться, тем сложнее будет ситуация.
Сейчас большего внимания заслуживает вопрос потолка госдолга. И если они не примут, в стране может наступить технический дефолт, который представляет опасность для рынков и всей мировой экономики. Но такие прецеденты длятся с 2011 года. И риск, конечно же есть, но мы считаем, что дефолт маловероятен. И если дальше ситуация будет развиваться по негативному сценарию, скорее всего это будет означать крах для доллара и для США, как первой экономической державы. Но республиканцы и демократы этого не хотят точно. Рано или поздно они отодвинут свои политические дрязги, и примут новый порог госдолга. И если республиканцы пойдут на уступки по порогу, то, следовательно, скоро будет принят и бюджет. Конечно, рисков исключать нельзя, но мы склоняемся к позитивному исходу ситуации».