Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Экс-глава Центрального банка Аргентины Доминго Кавалло предупредил Казахстан, и Россию: далеко не всегда интеграция несет в себе сплошные плюсы. Напомнив представителям двух стран об опыте стран своего региона, он настоятельно советовал вначале изучить уже имеющийся опыт интеграционных объединений, и лишь потом, на его основе, начинать углубление своих интеграционных процессов.

 

Эти предостережения прозвучали в ходе конференции «Региональная интеграция: вызовы и перспективы создания единого экономического пространства», прошедшей в рамках VI Астанинского экономического форума. Доминго Кавалло был в числе основных спикеров данной дискуссионной площадки. А председатель Национального банка Григорий Марченко, в то время, как Кавалло поднимался на трибуну, охарактеризовал выступающего: «Это легенда. Поскольку то, что он делал в Аргентине, до сих пор является предметом изучения и многочисленных публикаций».

 

Легендарный банкир был явно смущен такой оценкой. Но, отшутившись, начал проводить параллели. К слову, заметим, что традиционно, говоря об интеграционных процессах, первым делом ориентируются на опыт Евросоюза.  Кавалло же провел параллель между опытом интеграции в Южной Америке. Он напомнил об опыте создания Mercosur – союз, в который объединялись Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. В рамках этой организации предполагалось создание общего рынка, Таможенный союз, и позже – расширение числа участников и развитие единого экономического рынка. То есть, предполагалось повторить путь Евросоюза. Другие же страны региона – Мексика, Чили, Перу, Колумбия – решили интегрироваться через договоры о зоне свободной торговли. За развитием этих двух интеграционных направлений в 90-е годы прошлого столетия можно было наблюдать буквально в режиме реального времени. Сейчас же г-н Кавалло настоятельно советует изучить этот опыт. «Сейчас, смотря на наш опыт, стратегия, предпринятая Мексикой и другими странами, наверное, это был более оптимальный, лучший подход, - признался он. – Я не буду вас уговаривать не создавать Таможенный союз. Но можно посмотреть на наш опыт, проанализировать, и понять, почему двусторонние договоры о свободной торговле, они в итоге дают лучшие результаты, чем дал Mercosur».

 

Хотя на начальном этапе Mercosur демонстрировал хорошие результаты. Страны начали углублять интеграцию, синхронизировать фискальную политику, банковский сектор и объединять валютные системы. Но в определенный период времени, с конца 90-х, не смогла поддерживать прежнюю систему Бразилия, столкнувшись с большой инфляцией. Не хватало и возможностей Аргентины «тащить» всю организацию. «И,  в конце концов, короткий период интеграции валют был неуспешным», - констатировал  Кавалло.     

 

Экс-глава Центробанка Аргентины привел и цифры, свидетельствующие, что именно зона свободной торговли оказалась более эффективной экономически. По всем ключевым параметрам она превосходила Mercosur. «Члены таможенного союза не могут проводить индивидуальные переговоры и заключать двусторонние договоры о свободной торговле, - напомнил он. – Решения, принимаемые крупными экономиками, негативно отражаются на мелких странах».

 

Впрочем, предостерегая нынешнее объединение, он заметил, что уровень банковской интеграции, финансовой интеграции, у России и Казахстана значительно выше, чем был у Аргентины и Бразилии.

 

О рисках говорила и вице-министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Мадина Абылкасымова, отметившая существование «определенных потенциальных рисков в сфере макрополитики». «Несмотря на то, что глубокая экономическая интеграция предполагает существенные выгоды, она также может способствовать более быстрому распространению кризисных процессов на страны-партнеры. Наибольшее влияние на экономику Казахстана может оказать ухудшение ситуации в России, которая имеет наибольшую долю – 7,3 % - в общем объеме экспорта нашей страны. Так, по нашим расчетам, прогнозируемое снижение роста экономики Российской Федерации с 3,7 % до 2,4 % в 2013  году может снизить рост ВВП Казахстана на 0,1 % как минимум от прогнозируемого шестипроцентного роста. При этом экспорт может снизиться на 0,3 % от прогнозируемого уровня 3,5 % в реальном выражении».

 

Конечно, положительные результаты в рамках Таможенного союза уже есть.  В частности, в сфере взаимной торговли, объем которой в январе-декабре 2012 года составила 24,6 миллиардов долларов, увеличившись на 6,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Взаимная торговля Казахстана с Россией составила 24 миллиарда долларов (рост почти на 7 %), с Белоруссией составила 0,8 миллиарда (рост почти на 10 %).

 

Однако, констатировала вице-министр, со вступлением в Таможенный союз усилилась сырьевая направленность казахстанского экспорта.     «Так, доля минеральных продуктов, метало-изделий в экспорте увеличилась с 52% до 57,8%, метало-изделий с 23% до 27% соответственно. Снизилась доля химической отрасли, продуктов животного и растительного происхождения. Кроме этого, сократились рынки реализации товаров обрабатывающей промышленности», - сообщила она. «Нельзя игнорировать риск повтора ошибок неудачных торговых союзов, когда во взаимной торговле преобладают товары мало-конкурентоспособные на мировом рынке. В результате внутренняя взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям», - отметила г-жа Абылкасымова.

 

- Опыт других интеграционных союзов показывает, что взаимная торговля второсортными товарами не имеет долгосрочных перспектив и снижает конкурентоспособность стран Таможенного союза, - сказала вице-министр, добавив, - Важно также отметить снижение импорта из развитых стран. В частности, произошло сокращение импорта из Европейского союза с 27% до 21% в связи с ростом импортных пошлин для третьих стран в рамках Таможенного союза. В целом, это большой риск, это может привести к сокращению импорта технологий из более технологически развитых стран ЕС и других стран мира, приводя к потери выгод от прироста производительности в долгосрочной перспективе.

 

Глава Евразийского банка развития Игорь Финогенов в свою очередь подчеркнул, что во взаимной работе и продолжении интеграции необходимо учитывать ряд принципов. В частности, не забывать, что целью этих процессов является не собственно интеграция, а с ее помощью – модернизация, предполагающая сотрудничество по многим направлениям, не только экономическим, но и научно-техническим, образовательным и многим другим.

 

«Наша интеграция должна выдержать низкие цены на нефть. Это будет серьезным испытанием для интеграции и интеграция должна дать толчок возрождению промышленности как локомотива экономики», - заявил Финогенов.

 

Принципиальным моментом является и укрепление национальных финансовых рынков. И здесь важный элемент – товарные биржи. «В Российской Федерации активно ведется работа по формированию товарных бирж в области агропромышленного комплекса, в частности сахар, зерно и других биржевых товаров. Конечно же, создание товарных бирж в условиях свободного переливания товаров по территории тройки позволит создать систему справедливого установления цен, создать условия, которые будут выгодны потребителю этих товаров», - считает Финогенов.

 

Однако министр по экономике и финансовой политике Евразийской Экономической Комиссии Тимур Сулейменов констатировал: степень финансовой интеграции у нас очень низка. «По итогам 2012 года из более 1028 банков, функционирующих на территории стран Таможенного союза, только 14 являются дочерними по отношению друг к другу, это 1,36 процента. В страховом секторе еще более плачевная ситуация – всего две транснациональные в рамках Таможенного союза страховые организации функционируют на нашей гигантской территории из 529, это менее 0,5 процентов».