Комментируя прошедшую девальвацию, а также заранее предвосхищая вопросы о возможном новом обесценивании национальной валюты, Кайрат Келимбетов довольно эмоционально призвал людей трезво оценивать ситуацию в мире и не жить ожиданиями, что всё должно быть всегда лучше.
«Можно просто для себя понять — мы живем в глобальном мире. И цену доллара не Национальный Банк назначает, а она двигается потоками (...). И мы живем в этом мире. Сегодня был отток капиталов, когда закончилась вот эта инициатива количественного смягчения США, был отток со всего мира. Со всех развивающихся рынков инвесторы пошли в развитые страны. Время от времени они приходят в развивающиеся страны, когда считают, что там можно больше заработать, иногда они возвращаются в развитые. Это же не вопрос доверия? Это макроэкономические глобальные тенденции», — сказал глава Нацбанка.
Он отметил, что с января с января прошлого года по сегодняшний день российский рубль обесценился на 17%, также обесценились турецкая лира и многие валюты крупных экономик в мире.
«И поэтому, когда у нас возникают такие моменты, когда происходит такое одномоментное обесценение или валютная корректировка, сразу все спрашивают: „А почему меня не предупредили?“ (...) Мне очень странно, что например, в Российской Федерации большинство либеральных экономистов на самом деле очень сильно поддерживают одномоментную девальвацию, тогда как в Казахстане все заняли непримиримую позицию, потому что коснулось собственного кошелька. А интерес страны? Вопрос резервов, вопрос конкурентоспособности, вопрос программ импортозамещения? Это никого не интересует. Тем, кто выиграл от девальвации, те молчат, а те, кто не выиграл или посчитал, что он там чего-то не докупит, он считает, что он активный противник», — возмущался Келимбетов.
Он особо отметил, что многие страны сейчас перегружены государственным долгом, многие страны не выдерживают конкуренции внутри Европейского союза. Так, например, одни страны, входящие в ЕС получили от этого плюсы, другие страны, например, как Греция, Испания, Португалия испытывают трудности.
Глава Нацбанка привел данные по Казахстану, которые показывают, что по результатам первого квартала экспорт по сравнению с прошлым годом вырос на 11%, а импорт снизился на 7?%. Также, после прошедшей в феврале SMS-атаки в отношении ряда казахстанских банков, ситуация нормализовалась — по данным на 1 июня все, снятые с депозитов деньги, вернулись обратно.
«В прошлом году у нас платежный баланс был отрицательный. Что такое отрицательный платежный баланс? Что мы потратили больше, чем заработали. Если мы тратим больше, чем зарабатываем, почему мы рассчитываем, что ничего в нашей жизни не должно меняться. Если вы тратите больше, чем зарабатываете, вы же на следующий день корректируете свою политику, говорите, что теперь не купите торта, не поедите туда-то, то же самое и в макроэкономике», — пытался объяснить Келимбетов.
«Когда говорят: „А скажите, что точно не будет (девальвации — прим. V)?“ Мы же не волшебники, если цена на нефть будет меняться, если отток в российской экономике будет 150 млрд долларов и там будет негативный экономический рост, мы что не замечаем всего этого? Или мы на острове каком-то живем? Или у Китая будет спад спроса на наши товары. Поэтому, когда я сказал, что нежное время закончилось, я считаю, что нам надо выйти из этой „ловушки благополучия“, когда мы считаем, что все у нас будет только хорошо. Не факт, что даже в развитых экономиках все будет хорошо», — заключил Кайрат Келимбетов.