Как известно в начале марта министерство иностранных дел Казахстана после некоторого затишья сделало заявление по кризису в Украине, в котором указало, что «дальнейшая эскалация напряженности может привести к непредсказуемым последствиям, как в региональном, так и глобальном масштабе».
Чуть позже сам президент Нурсултан Назарбаев на встрече с главой МИД заявил, что ситуация в Украине, «непосредственно затрагивает взаимоотношения стран в рамках СНГ, и косвенно касается государств Таможенного союза». А потому он внес предложение о проведении в самое ближайшее время встречи глав данных государств, которая открылась вчера, 5 марта.
Стоит отметить, что на события в Украине уже отреагировали два казахстанских авиаперевозчика. Так авиакомпания «Scat» «в связи с обостренной ситуацией в Киеве» была вынуждена прекратить выполнение рейсов в столицу Украины на период с 1 по 30 марта. А национальный авиаперевозчик «Эйр Астана» «в связи с низкой загрузкой» сократил в марте количество выполняемых рейсов по направлениям Алматы-Киев-Алматы и Астана-Киев-Астана.
Директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев пока не спешит делать каких-либо точных прогнозов, призывая дождаться четкого определения легитимной государственной власти в Украине, досрочных президентских выборов. Пока же, по его мнению, «все будет идти в каком-то вялотекущем формате».
«Всё будет зависеть от того, во-первых, насколько новые власти Украины будут готовы развивать сотрудничество с Казахстаном в рамках уже достигнутых соглашений и договоренностей, потому что сейчас украинская власть пока не полностью контролирует ситуацию в своей стране. Вряд ли она сможет сейчас серьезно делать дела и на внешнем уровне. Из этого следует, что основной акцент может быть из сферы политико-дипломатических отношений переключится на экономические - на уровне предпринимателей, коммерческих структур двух стран. Второй фактор это как поведет себя Казахстан вокруг крымского кризиса», - говорит эксперт.
Он также отметил, что торгово-экономические отношения наших двух стран развиваются в нескольких направлениях, и сейчас сложно предугадать в каком из них может что-то произойти, тем более, на фоне прошедшей в Казахстане девальвации.
«Неизвестно что больше отразиться на торгово-экономических отношениях двух стран - либо кризис в Украине, либо девальвация», - подчеркивает Чеботарев.
Генеральный директор АО «Центр развития торговой политики» Руслан Султанов уверен, что события, происходящие в настоящее время в Украине «безусловно, повлияют» на двусторонние взаимоотношения Казахстана и Украины в сфере торговли.
«Деловая среда обеих стран, как ей и положено, уже планирует диверсификацию своей деятельности с учетом «украинского» фактора. Если присмотреться к нашим экономическим отношениям в цифрах, то взаимный товарооборот 2013 года составил порядка $4,3 млрд, что составляет 3,26% от общего внешнеторгового оборота Казахстана в 2013 году ($131,4 млрд). Согласитесь, значимый показатель. Объемы экспорта и импорта во взаимной торговле примерно равны: мы экспортируем в Украину на сумму порядка $2 млрд 36 млн (2,47% от казахстанского экспорта), а импорт из Украины составил $2 млрд. 248 млн (4,60% казахстанского импорта)», - приводит данные Султанов.
Он отмечает, что события, которые разворачиваются сегодня в Украине, в краткосрочном периоде отрицательно повлияют на товарооборот между двумя странами, что произойдет в основном за счет сокращения объемов производства товаров в Украине, ориентированных, в том числе на экспорт в Казахстан, а также за счет снижения платежеспособного спроса на товары потребления из Казахстана.
А вот для казахстанского бизнеса, по его мнению, есть и краткосрочный, но не рыночный плюс за счет снижения доли украинской продукции на нашем рынке, ведь основной объем украинского экспорта в Казахстан приходится на продукцию обрабатывающей промышленности: металлургия (около 29% украинского экспорта в Казахстан), транспортные средства (18%), мебель (4%), прочая продукция обрабатывающей промышленности.
Казахстанский экспорт в Украину в основном представлен природным газом (66% казахстанского экспорта в Украину), сырой нефтью (16%), отходами и ломом черных металлов (4,2%), каменным углем (3,2%).
«Нынешний застой в украинской промышленности и проблемы с платежеспособностью украинской экономики существенно повлияют на сокращение объемов экспорта перечисленных позиций Казахстана. Но ситуация не столь критична: даже если украинская экономика откажется полностью от казахстанского экспорта, чего мы, конечно же, не прогнозируем, наши потери в объемах экспорта составят не более 2,47% от совокупного объема экспорта страны. При этом, следует учесть, что нефть, газ, металлы на мировых рынках всегда пользуются высоким спросом, и при неблагоприятном стечении обстоятельств казахстанские экспортеры просто поменяют направления поставок на другие страны», - подчеркивает аналитик.
Он отмечает, что в подобной ситуации риску могут быть подвержены любые направления двустороннего экономического сотрудничества, где важнейшим фактором должно выступать соблюдение уже принятых решений.
«Между Украиной и Казахстаном в сфере торговли действует Договор о зоне свободной торговли СНГ, согласно которой стороны во взаимной торговле не применяют таможенных пошлин. Для Украины, полагаю, нет смысла не выполнять условия договора по отношению к экспортным товарам, так как основу нашего экспорта составляют, как я уже сказал, природный газ, нефть, лом черных металлов и уголь. В мировой практике развитые страны, как правило, пытаются улучшить условия доступа к подобным ресурсным товарам», - говорит Руслан Султанов.
Прогнозируя развитие ситуации, Султанов полагает, что в краткосрочной перспективе ожидается сокращение объемов взаимного товарооборота, и связано это, в том числе, с проблемами экономики Украины. Но при этом он уверен «в стабилизации ситуации в Украине, и при благоприятных обстоятельствах для восстановления украинской экономики рост взаимной торговли не заставит себя долго ожидать».
Старший аналитик АИРИ Мурат Абулгазин считает, что события в Украине особо не повлияют на экономику Казахстана, так как ее доля во внешней торговле составляет не более 4%. Он также отмечает, что товарооборот между двумя странами в 2013 году и без того снизился на 25% в сравнении с 2012 годом, когда он составлял 4 млрд 180 млн долларов, причина в этом, по мнению эксперта, является членство Казахстана в Таможенном Союзе.
Абулгазин полагает, что риску из-за кризиса в Украине могут подвергнуться все отрасли торгового сотрудничества, включая металлургию и машиностроение.
«Если политический кризис сохранится, что будет чревато наступлением форс-мажорных обстоятельств. – говорит аналитик. - Невозможно давать экономический прогноз в такой сложной политической ситуации, тем более, что мы связаны политическими, торговыми и другими обязательствами с РФ».