Актоты Заитова, Астана, Vласть
Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг Национального банка подготовит поправки в законодательство по кредитованию, защищающие права казахстанцев. Об этом в интервью корреспонденту Vласти сообщила председатель комитета по защите прав потребителей финансовых услуг Национального банка Гульбану Айманбетова.
«Взял кредит на покупку бытовой техники в дом, а через год потерял работу. Как возвращать кредит?» или «Купили квартиру в ипотеку, заболел, нет возможности платить банку, отбирают квартиру» - таких историй в Казахстане немало. Вы пришли оформить кредит, и служащий банка красиво разъясняет: переплата 0%, И только потом выясняется, что нужно доплатить за страховку, получение о состоянии счета по почте, смс на телефон. Как правило, это прописывается в договоре мелкими малозаметными буквами, но не оговаривается вслух.
Устранением этих проблем и будет заниматься недавно созданный комитет по защите прав потребителей финансовых услуг Национального банка. Пока его сотрудники анализируют всю систему взаимоотношений «банк - гражданин» и совещаются с председателями банков. Но уже сейчас они выяснили одну очень важную вещь – 80% всех жалоб казахстанцев в отношении финансовых институтов – это кредиты.
«Анализ по банкам подготовлен, сейчас мы систематизируем, и будем готовить, наверное, предложения об изменении в законодательство, в части, защищающей ваши права. И прежде, чем банк будет предлагать какой-то инструмент на рынке, он должен согласовывать его с нами. И у нас будет обязательно требование – пояснение в договорах», - рассказала Гульбану Айманбетова.
Правда пока в комитете работают 27 человек, и как они будут заниматься проблемами всех казахстанцев, которые берут кредиты, пока не совсем понятно. Филиалы в городах будут расширены до 3-4 человек, обещает Айманбетова, чтобы людям не приходилось со своими жалобами ездить в Алматы, позже наладят «онлайн-связь».
Кроме изучений жалоб комитет планирует заниматься превентивной работой – объяснять казахстанцам , что такое хорошо, а что такое плохо в отношении кредитов и ипотеки. Несмотря на то, что начинание - похвальное, к новоиспеченному комитету есть, по крайней мере, один вопрос - имеют ли право представители банков звонить и предлагать кредиты по несколько раз на дню, используя личные номера мобильных потенциальных клиентов? И будет ли регулятор что-то предпринимать в связи с этим агрессивным маркетингом?