По словам заместителя премьер-министра – министра финансов Бахыта Султанова, законопроект «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» разработан для внедрения и исправления недостатков, обозначенных в рекомендациях группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (ФАТФ).  

 

«Первая цель совершенствования системы финансового мониторинга – это расширение перечня субъектов финмониторинга, - пояснил Султанов. - Согласно международным стандартам Казахстан  необходимо охватить системы финмониторинга  всех лиц, предоставляющих финансовые услуги».

 

В этой связи в перечень включены три новых субъекта финансового мониторинга. Это – бухгалтерские организации, профессиональные бухгалтеры, микрофинансовые организации и операторы систем электронных денег, не являющиеся банками.

 

Второй блок, по его словам – совершенствование подходов по предупреждению легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

 

«Вводится прямой запрет на создание и деятельность банков-ширм и установление корреспондентских отношений с ними. А также на открытие анонимных банковских счетов или банковских счетов на вымышленные имена, - пояснил он. – Также устанавливается требование по проведению надлежащей проверки в отношении бенефициарного собственника».

 

Кроме того, устанавливаются дополнительные требования к внутренним правилам и процедурам субъектов финмониторинга.

 

Так, в части надлежащей проверки клиентов и правил внутреннего контроля субъектам финансового мониторинга вменяется в обязанность проводить верификацию клиентов до или в ходе установления деловых отношений, уделять особое внимание всем сложным и необычно-крупным сделкам, «которые не имеют экономического смысла или не преследуют видимый законной цели».

 

А также иметь программу управления риском легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, включая риск использования технологических достижений и эффективную систему повышения квалификации сотрудников по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

 

«Вводятся требования по хранению информации и ее актуализации, а также положения, обязывающие дочерние компании и филиалы субъектов финмониторинга соблюдать требования по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, как нашей страны, так и страны пребывания», - подчеркнул Султанов.

 

По информации Султанова, в кодекс об административных правонарушениях вносятся поправки по установлению адмответственности субъектов финмониторинга, в случаях несоблюдения требований законодательства. А в уголовный и уголовно-процессуальный вносятся дополнения в статью 193 и 51 соответственно. Здесь речь идет о криминализации манипулирования на рынке ценных бумаг и законного использования инсайдерской информации.

 

Последний блок поправок предложен депутатами. Они касаются изменения понятия и критериев «подозрительные операции с деньгами и (или) иным имуществом, установления обязательных оснований для изучения субъектом финмониторинга совершаемых клиентов операций и обязанность фиксировать результаты такого изучения».

 

В свою очередь депутат Нурлан Абдиров напомнил, что согласно действующему законодательству государственные органы при самостоятельном выявлении подозрительных операций должны оповещать уполномоченные органы.

 

«Насколько часто за 4 года действия закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма» госорганы предоставляли в Комитет по финансовому мониторингу информацию о подозрительных операциях. Ведется ли статистика по этому вопросу и каковы результаты этой работы?» - поинтересовался он.

 

«На сегодняшний день в соответствии с действующим законопроектом комитет по финансовому мониторингу получает информацию соответствующей о подозрительных операциях, в том числе, -  начал Султанов. – (…)Мы всю это информацию собираем, анализируем и с помощью генеральной прокуратуры мы рассылаем все заинтересованным органам. Есть и статистика по этому вопросу. Если вам нужны именно цифры, я вам потом в письменной форме предоставлю».