Так, сенатор Светлана Джамагамбетова вновь упрекнула министров экономического блока и главу Национального банка в непрофессионализме или заведомой лжи.

 

"Объясняя причины девальвации, министры Досаев, Султанов, председатель Нацбанка Келимбетов представили это как благо, что девальвация приведет к росту экономики, увеличению бюджета, и вернется к людям дополнительными бюджетными средствами, - напомнила она. - Сегодня мы пересматриваем бюджет. Он действительно увеличен - на 331 млрд тенге. И это - цифра примерного ежегодного роста при пересмотре бюджета. Потому что министерство экономики всегда планирует джет более удобный для себя, более щадящий, и вследствие того, что увеличиваются цены на нефть, и всегда мы ежегодно пересматриваем. А где же рост экономики, увеличение бюджета в связи с девальвацией? Тот мощный рост, который вы нас обещали? И говорили, и доказывали людям. К тому же, цена за баррель нефти увеличилась с 90 до 95 долларов. А может, господа министры и председатель Нацбанка неправильно объясняли причины девальвации? И дело не в росте экономики и бюджета, а только в сохранении золотовалютных запасов? Тогда напрашивается другой вопрос - почему официальные лица, председатель Нацбанка и министры правильно и честно не объясняют суть вещей? Что это - неуважение к людям или нехватка профессионализма?".

 

Ни с одной из представленных формулировок министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев не согласился. Напомнив, что экономика Казахстана очень тесно интегрирована в мировую экономику, и, соответственно, все, что происходит в мире, отражается и на казахстаской экономической ситуации, он заявил:  "Относительно проведенной девальвации, мы говорили о том, что есть определенные потери, но есть и определенные плюсы. Но это не происходит буквально за месяц после прошедшей корректировки курса. Мы будем говорить относительно тенденции, которая будет заложена в будущем. Вопрос внутреннего товаропроизводства, вопрос импортозамещения, которое проводится, конечно, это будет проведено во времени. Если это произошло буквально в феврале, мы можем по итогам марта подвести итоги, как положительно повлияло на экономику. Мы считаем в своих прогнозах, что это положительно повлияет на развитие экономики Казахстана".

 

Глава Нацбанка Кайрат Келимбетов на заседании Сената не присутствовал, чем вызвал недовольство депутатов. Светлана Джалмагамбетова язвительно заметила: мол, как стал Келимбетов председателем Нацбанка - сразу дорогу в сенат забыл. За честь шефа вступился Заместитель председателя Нацбанка Куат Кожахметов, заверивший депутатов, что только заранее запланированные поездки, в частности в Москву - для участия в заседании ЕЭК, помешали председателю Нацбанка лично приехать в сенат. Что же касается девальвации, позиция Нацбанка осталась прежней:

 

"В 2009 году, вы помните, тоже девальвация была, это позволило обеспечить рост в течение пяти лет экономики. В настоящее время мы видим, какие положительные результаты от девальвации. Во-первых, улучшение платежного баланса, защита импортозамещающего производства, сохранение золотовалютных резервов, что очень важно".

 

Ерлан Нигматулин поднял другой, также связанный с девальвацией, вопрос. Он напомнил о пенсионных активах граждан, которые в результате девальвации обесценились на 20%. "В вашем выступлении я не услышал, что намерен сделать Нацбанк для компенсации потерь вкладчиков. Каким образом и в какие сроки?", - спросил он.

 

Зампред Нацбанка сенатора разочаровал: "У нас индексация по пенсионным накоплениям в связи с девальвацией не предусматривается, поэтому данный вопрос пока не ставится. У нас в целом пенсионные активы в эквиваленте в тенге они сохранены. Задача – обеспечить дальнейшую сохранность, дальнейшую доходность. Вы знаете, у нас все объединяется в единый пенсионный фонд. К 1 апреля это будет уже единый пенсионный фонд. По законодательству предусмотрено у нас сохранение доходности по пенсионным активам в момент выхода на уровне накопленной инфляции. Индексации, связанной именно с девальвацией не предусмотрено".

 

Несмотря на явное недовольство прозвучавшими ответами, сенаторы все-таки одобрили поправки в бюджет. Закон передан на подпись президенту.

 

 Как уже сообщалось, вносимыми поправками устанавливается среднегодовая цена на нефть на уровне 95 долларов за баррель. Ранее цена на нефть была заложена 90 долларов за баррель. Прогноз реального роста ВВП страны в 2014 году оставлен без изменений - 6%. Также неизменным остается рост объема промышленной продукции оставлен на прежнем уровне -  2,7%, объем производства нефти также сохраняется на ранее прогнозируемом уровне 83 млн. тонн. Уточнен в сторону увеличения прогноз по росту объемов в строительном секторе до 2,5% (на 0,7% выше прежнего прогноза). Экспорт товаров по прогнозам составит  86,3 млрд. долларов, что на 1,6 млрд. долларов выше по сравнению с одобренным прогнозом. Импорт товаров составит 52,2 млрд. долларов, на 6,4 млрд. долларов ниже ранее одобренного прогноза. Параметры по инфляции сохранятся в прогнозируемом коридоре 6-8 % на конец года.

 

Поступления республиканского бюджета составят 6 206,1 млрд. тенге или с ростом по сравнению с утвержденным бюджетом (5 773,7 млрд. тенге) на 431,7 млрд. тенге. Доходы республиканского бюджета (без поступления трансфертов) уточнены с увеличением на 331,7 млрд. тенге против утвержденного плана 4 029,4 млрд. тенге и составят  4 360,9 млрд. тенге.

 

Дефицит республиканского бюджета, финансируемый за счет займов, сокращается на 40 млрд. тенге, и составит 918,7 млрд. тенге.

 

Расходы республиканского бюджета  в 2014 году составят 7 124,8 млрд. тенге, с увеличением относительно утвержденного объема на  408,7 млрд. тенге. Дополнительные средства предложено распределить на ряд приоритетных напрввлений. Так, для поддержки социально-уязвимых слоев населения, проектом уточненного республиканского бюджета предусмотрено 121,6 млрд. тенге.

 

В эту сумму входят и средства, направленные на повышение   с 1 апреля текущего года: ежемесячной надбавки в размере 10% к должностному окладу гражданских служащих в сумме 63,5 млрд. тенге;  размеров пенсионных и государственных социальных выплат  в сумме  53,4 млрд. тенге; размера стипендий студентам, обучающимся в рамках государственного образовательного заказа на 10% на общую сумму 4,7 млрд. тенге.

 

Кроме того, на реализацию Программы «Доступное жилье – 2020»  дополнительно предусмотрены расходы на сумму 20,8 млрд. тенге  (на кредитование через систему ЖССБК – 2,6 млрд. тенге, арендное жилье для очередников и молодым семьям – 2,4 млрд. тенге, развитие инженерной инфраструктуры – 10,3 млрд. тенге, строительство арендного жилья через АО «Ипотечная организация Казахстанская ипотечная компания» - 5,5 млрд. тенге). На улучшение состояния коммунальной инфраструктуры в рамках Программы «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства» дополнительно предусмотрено 8 млрд. тенге для установки тепловых счетчиков в 16 000 многоквартирных жилых домах.

 

На выполнение международных обязательств дополнительно предусмотрены расходы в сумме 21,8 млрд. тенге. Из них Министерству по чрезвычайным ситуациям на приобретение вертолетов предусмотрено 11,2 млрд. тенге, Министерству иностранных дел на приобретение здания Посольства в г. Париж предусмотрено 10,6 млрд. тенге.

 

В целях реализации Национального плана организации и своевременного проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 дополнительно поддержано 10 млрд. тенге.

 

На развитие  транспортной инфраструктуры (на реконструкцию и проектно-изыскательские работы на участках «Алматы-Капшагай» и «Астана-Темиртау») дополнительно будут выделены средства в размере 15 млрд. тенге. На поддержку и развитие городов Астана и Алматы в рамках проведения ЭКСПО-2017, Зимней Универсиады 2017, планируется направить целевые трансферты по 15 млрд. тенге соответственно.