«Дефицит ГСМ наблюдается ежегодно потому, что собственное производство не покрывает потребности населения и экономики в топливе. В итоге, так как мы зависим от импортных поставок, появляется зависимость от ситуации на рынке северного соседа, отсюда и флуктуации во внутреннем балансе спроса и предложения», — объясняет он.

При этом эксперт отмечает, что данная проблема будет решена с завершением модернизации казахстанских НПЗ: «Вплоть до 2017 года НПЗ будут находиться на модернизации по итогам которой, как ожидается, смогут полностью удовлетворить потребность страны в ГСМ».

Что касается введенных в России ограничений на экспорт нефтепродуктов из-за аварии на Ачинском НПЗ, то, по сути, на Казахстан они не должны оказать большое влияние, так как объем поставок оговаривается заранее.

«Казахстан и Россия ежегодно подписывают индикативный баланс, в котором фиксируют плановые объемы нефтепродуктов для ввоза в нашу страну. Эти объемы должны неукоснительно соблюдаться с обеих сторон. Казахстану следует определять ежегодную потребность в топливе и закладывать ее в документ, снизив зависимость от российских ограничений», — говорит Хасенбеков.

По поводу адекватной стоимости бензина, эксперт не называет конкретных цифр, но отмечает, что «определение адекватной розничной цены должно исходить, в первую очередь, из интересов конечного потребителя при условии наличия фундаментальных рыночных механизмов».

Напомним, что 21 августа в Казахстане изменились предельные розничные цены на ГСМ. Стоимость бензина марки АИ 92/93 увеличилась на 13 тенге и составила 128 тенге за один литр.