Журналист Майкл Харрис написал книгу-исследование о том, как Интернет изменил и продолжает менять поколения людей. Харрис безоговорочно считает, что повезло тем, кто родился до возникновения Интернета: мы помним, как было «до» него, мы застали тот самый миг между прошлым и будущим, когда можно было прочитать книгу без перерыва на соцсети, когда общение с друзьями было реальным. Читая эту книгу, следует однако помнить, что сами по себе технологии не плохи и не хороши, они находятся вне нравственных категорий. Важно то, какими мы становимся с ними. Если верить Майклу Харрису, Интернет принес конец уединению — мы утратили эффект отсутствия. Мы нетерпеливы, мы постоянно отвлекаемся на массу всплывающих окон-сообщений и новостей. Это приводит к "состоянию частичного внимания", потери концентрации, к маниакальной прерывистости, которая заставляет надпочечники вырабатывать в огромных количествах кортизол и адреналин. В течение короткого времени эти гормоны стресса повышают уровень энергии, усиливают память и обостряют внимание. Но потом они же нарушают познавательные способности, приводят к депрессии и повреждают участки мозга, отвечающие за настроение и мышление.  


К 2012 году человечество посылало запросы в Google более чем по триллиону раз в год (на 146 языках!) Каждый день люди отправляют друг другу 144 миллиарда электронных писем. В 2013 году мы ежедневно ставили лайки 4,5 миллиарда сообщений в Facebook. По некоторым подсчетам, в сети сейчас находится до 40 % населения земного шара.


Возможно, что через несколько лет люди, рожденные до Интернета, будут восприниматься как последние из могикан, однако, у нас есть преимущества: мы умеем говорить на обоих языках. Мы сможем принять уединение, мыслить законченными предложениями, помнить, а не припоминать, общаться «в реале» без проблем и делать многое другое, недоступное новым поколениям людей, мозг которых адаптируется к эре айпада. В какой-то момент может показаться, что Харрис слишком демонизирует нынешнее время и влияние технологий на умы. В конце концов, когда-то ругали телевидение, а до него и радио. Однако в истории человечества еще не было периодов, когда между двумя следующими друг за другом поколениями возникал бы столь разительный когнитивный диссонанс. По предположениям ученых следующие поколения будут чувствовать себя комфортнее с гаджетами, нежели с людьми, у них будет больше нарциссизма и меньше эмпатии.

В своей книге автор не только общается со специалистами по технологии и психологами, но и с теми, чьих близких травля в интернете довела до самоубийства. Автор пытается понять, как если не отказаться от технологий (что в принципе невозможно), то хотя бы обезопасить себя от проблем. Харрис решил проверять почту определенное количество раз и прочитывать 100 страниц в день романа «Война и мир». Борьба с собой была долгой и мучительной: мозг не хотел долгого чтения, ему нужно было быстрое переключение на различные задачи: проверить Фейсбук, почту, новости, месседжеры. Потом Харрис пошел дальше: на 30 дней отказался от всемирной сети и мобильного телефона, параллельно он вел дневник, в котором описывал свое состояние: "Я чувствую себя ребенком, сбежавшим из дома и разочарованным тем, что никто не заметил его исчезновения".

В принципе, скорее всего, вы уже не раз задумывались над тем, что написано в этой книге, но автору хватило смелости и концентрации все это собрать воедино и не отчаяться. 

В книге есть интересная строчка – по мнению одного из ученых, человек должен проводить столько же времени наедине с собой, сколько и в компании с кем-то (в Интернете). В конце концов, похоже, что перенасыщенность негативной информацией и психологические проблемы приведут к тому, что нам всем будет прописана диета - нахождение в оффлайне.  

Читать книгу 

Купить книгу